Недавно у меня был отпуск. Это для меня всегда особенное время, когда я останавливаюсь и задаю вопросы себе и Богу. Остановка помогает услышать то, что в обычной жизни, на бегу услышать бывает трудно.
Я уходила в отпуск с мыслями о том, как сильно я устала от рутины.
Не знаю бывает ли у вас такое, когда тяжело даже просто помыть посуду, протереть пол. И в голову приходят разные мысли — зачем все это надо?
Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. У меня свой образовательный проект, замечательная команда. Занятия с детьми и взрослыми наполняют и вдохновляют меня.
Но в последнее время моя душа слишком много жаловалась. Мол, как бы сильно мы ни любили что-то, как бы оно ни радовало, рутина гасит всё, выматывает. Чувство однообразия тяготит. Всем нам хочется новых впечатлений и эмоций.
В общем, в отпуск я пошла не в состоянии радости и благодарности, а в состоянии тяготения и усталости.
Обычно я стараюсь начинать с того, что на 1-2 дня еду в монастырь, заселяюсь в гостиницу и занимаюсь только тем, что готовлюсь к причастию, молюсь, читаю и размышляю. Так поступила и сейчас.
И совершенно случайно в поездке мне под руку попалась книга Гилберта Честертона «Ортодоксия». Знаете, бывают жизни моменты, когда чувствуешь, что Бог незримо рядом. И не просто как наблюдатель. Он — собеседник и наставник, который готов вразумлять и направлять.
В книге было написано, что мы должны быть достаточно сильны для принятия однообразия. И это был ответ на мои рефлексии по поводу рутины. Удивительно! Бог создал столько повторяющихся событий во вселенной. И сказал, что это хорошо.
Например, солнце встает и садиться, а на смену ему приходит луна. Это происходит каждый день. И только над этой загадкой бесконечного повторения можно размышлять очень долго. Потому, что есть в этом какая-то сила, что-то понятное, но при этом необъяснимое. Рутина как будто-то скрепляет весь этот мир и всю нашу жизнь определенностью, делая ее понятной и предсказуемой.
Дети радуются повторениям, а мы нет. Возможно, утратили любознательность? Забыли, что значит удивляться? Для многих из нас чудесные моменты повторений стали скучными и банальными, но Честертон пишет, что «Господь создал все маргаритки одинаковыми и ни разу не устал». Кажется, здесь однозначно спрятан какой-то секрет для нас, какая-то подсказка.
Мама, которая пеленает ребенка, папа, уделяющий время своим детям после тяжелого рабочего дня, женщина, продающая молоко на рынке, педагог проводящий занятий с детьми. Все мы соработники на ниве Божьей.
В Послании Апостола Павла Колосянам, в 3 главе: 23 стихе написано: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей».
Здесь каждое слово важно! Но мы можем поддаться искушению и выкинуть слово — всё. Тогда какие-то дела, например рутинные и повторяющиеся мы будем делать не от всей души, а просто потому, что пришлось.
Но если внимательно понаблюдать за жизнью Иисуса Христа на земле, увидим, что Он никогда ничего не делал потому, что пришлось. В каждом Его деле, в каждом шаге была жизнь, была благодарность. И это чувствуется. Именно поэтому слова «будьте, как дети» звучат из Его уст не просто как сухие слова наставления, а как слова, которые были воплощены в жизни.
Теперь я размышляю о важности рутины и обо всем, что казалось мне не таким уж значимым. Как это видит Бог? Может быть в этом — что-то по-настоящему важное? Может быть через все это я становлюсь ближе к Нему?
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О помощи ранних христианских общин друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи ранних христианских общин друг другу, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.