![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2020/02/Saint_Peter_by_Lomonosov.jpg)
Апостол Пётр
2 Пет., 67 зач., II, 9-22.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Духовная жизнь — это жизнь по определённым правилам. И для того, чтобы эти правила усвоить, нам необходим проводник. Именно поэтому спрос на духовных учителей всегда был и останется высоким. Но как не ошибиться в выборе наставника? Как выбрать, кого слушать, а кого нет? Один из важных критериев находим в отрывке из 2-й главы 2-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Отрывок, который только что прозвучал, — это призыв апостола Петра к христианам избегать ложных пророков и ложных учителей. Из истории мы знаем, что опасность псевдохристианства всегда подстерегала верующих. Время от времени в Церкви появлялись проповедники, которые своей харизмой увлекали людей, но при этом навязывали им образ мысли и жизни, который входил в резкое противоречие с заповедями Спасителя.
Сегодня апостол Пётр указывает на характерный признак этих людей. Они «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». Важно подчеркнуть. По словам апостола, их побуждает к такому поведению скверная похоть плоти. Это выражение не обязательно понимать в его узком значении. Дескать они одержимы блудной страстью. Скверная похоть плоти — это то, что воодушевляет человека во всём искать свою корыстную выгоду.
Вот именно это настроение и заставляет этих ложных учителей противиться тем, кто поставлен заботится о церковном единстве. Они одержимы духом противления. Упорно настаивают на своём. Не в силах думать об общем благополучие, но заняты лишь собственными идеями и проектами.
Яркий пример подобного поведения апостол Пётр находит в Священном Писании. Когда евреи во главе с Моисеем возвращались из Египетского плена в Палестину, один из местных царьков нанял провидца по имени Валаам, чтобы тот при помощи магических заклинаний проклял богоизбранный народ. Валааму обещали за это кругленькую сумму. Бог явился кудеснику лично и предостерёг его от безумного поступка. Валаам на словах отказался от своей затеи, однако позже всё-таки пошёл, чтобы проклясть евреев. Он боялся Бога. Но ещё больше боялся потерять деньги. А потому стал противником Творцу.
Важное напоминание всем нам. Для подлинного ученика Христова не характерно враждовать и воевать с окружающими людьми. «Не противьтесь злому», — говорит об этом Сам Господь. Это не означает, что мы не можем защищаться от агрессии. Это означает, что мы не должны быть её инициаторами. Есть люди, которым комфортно жить в конфликте и эмоциональном возбуждении. Внутри они исполнены претензий к жизни и окружающим. Их хлебом не корми, но дай с кем-то поспорить и кому-то что-до доказать. Их мнение всегда должно быть последним. Даже если они научились держать его при себе. Прислушаемся к совету апостола Петра. Лучше от таких удаляться. Искать тех, чей дух мирен. Тех, кого окружает атмосфера покоя и тишины. А для того, чтобы такого человека встретить и распознать, нам необходимо и самим взращивать тишину и покой в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жаворонки»
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2025/02/viktoriya-hqYK4LsodTA-unsplash.jpg)
Фото: Viktoriya / Unsplash
Когда мои дети были маленькими, мы жили на Урале. В марте там — совсем ещё зима, ну разве что солнце светит ярче, чем в декабре. Но именно в марте во многих верующих семьях пекут особенные булочки в виде жаворонков — ко дню Сорока Мучеников Севастийских. Пекли и мы. Помню, как впервые участвовала в их изготовлении младшая дочь, Ксюша, и как мы со старшими детьми рассказывали ей историю бесстрашных воинов, верных христиан, принявших смерть в ледяных озёрных водах в далёком 4-м веке. Они умерли, но не отреклись от Спасителя. Им было очень холодно — но знали они, какой горячей любовью встретит их Господь...
Ксюша слушала, задумчиво прикрепляла глазки-изюминки к слепленным из постного теста птичкам, и они словно оживали под её рукой. А за окном выла метель. «Настоящие жаворонки к нам уж после Пасхи прилетят!» — важно сказала Василиса, она постарше. «Ну и что! А мы сейчас весну приближаем и Пасху, у нас уже жаворонки — вот они, значит, скоро весна!»
Смешная детская логика показалась мне удивительно мудрой, и я даже записала Ксюшину фразу в блокнот. А наутро старшие дети отправились в школу, а мы с Ксюшей — в храм, и румяных жаворонков c собой взяли — угощать после службы знакомых прихожан. Так Ксюша захотела: «Чтоб ко всем весна пришла поскорей... и Пасха!»
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
13 февраля. О самообмане
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
В 1-й главе 1-го Соборного Послания апостола Иоанна есть слова: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас».
О самообмане — епископ Черняховский и Славский Николай.
Почему мы говорим, что не имеем греха? Во-первых, никто не хочет себя признать виновным. Как это так? Я самый лучший, самый умный, самый-самый. И вдруг какие-то грехи. Не может быть никаких грехов. Я безгрешен. Это позиция такой гордости. Грех некоторые понимают как что-то церковное. Съел подсолнечное масло во время строгого поста. Или зашел в храм в шортах. Ну, например. Что-то связанное обязательно с церковью. Но это не зрелое понятие о грехе. Оно какое-то упрощающее все. Сужение понятия греха, например, до заповедей Моисея. Грехом может быть не только действие, но и бездействие. Например, вы едете по загородной дороге на своей машине. Погода ужасная. Ветер сильный. Колючий снег метет. И видите, что человек какой-то идет вдоль дороги. До следующего селения, ну, несколько километров. И вот он идет против ветра. Что за человек даже не важно. Это может быть старик, может быть женщина с ребенком на руках. Но вы проезжаете мимо. Совесть обличает. А вы говорите, ну, как это? Про себя рассуждаете. Я знаю заповеди. Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не завидуй. Я ничего плохого этому человеку не сделал, говорите вы. Но, тем не менее, это грех. Вообще, понятие грех, скорее всего, попадет все, что можно описать девизом «Моя хата с краю». Христианин активно утверждает в жизни заповеди Божьи. Активно утверждает в жизни любовь Божью. Если этого не делает, то он обманывает себя, называя себя безгрешным.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 февраля. О верности Богу Мученицы Трифены Кизической
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
Сегодня 13 февраля. День памяти Мученицы Трифены Кизической, жившей в первом веке.
О её верности Богу — священник Августин Соколовски.
Святая Трифена была современницей апостолов. По одной из версий, имя своё она получила в честь Антонии Трифены, некогда славной царицы Понта и супруги правителя Фракии, которая дни свои завершила на покое. По другой версии, это была она сама героиня того времени, ведь две Трифены были современницами. Став свидетельницей апостольской проповеди и суда над святой равноапостольной Феклой, Трифена пришла к вере. «Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе», — написал апостол Павел в послании к римлянам. За веру во Христа Трифену впоследствии судили и подвергли многочисленным пыткам, а затем казнили.
В наше время, когда человеческое призвание — личное, семейное и общественное — ставится под сомнение, люди в непостоянстве стремятся к переменам и приходят к изменам. Святая Трифена служит примером веры и верности, принятому однажды решению. Твердость ее намерения последовать за апостолом в исповедании не смогли преодолеть никакие мучения. Древняя Церковь считала постоянство в добре и вере даже до последнего вздоха вершиной благодати. Об этом даре, под словами о христианской кончине безболезненной, непостыдной и мирной, молится Церковь и ныне на каждой просительной ектенье. Своим небесным ходатайством и земным примером Святая Трифена вдохновляет православных на эту великую добродетель.
Все выпуски программы Актуальная тема