![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2016/01/Apostol-Pavel-Valanten-de-Bulon.jpg)
2 Тим., 293 зач., II, 11-19.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, рассуждая о пути спасения, по которому они идут, верующие говорят так, будто бы основные усилия предпринимают именно они, в то время как Бог просто ждёт их в конце пути. Одних, чтобы наградить, а других, чтобы наказать. Но так ли всё обстоит на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
В своё время иудеи, размышлявшие над страницами Ветхого Завета, решили, что Бог управляет миром, руководствуясь принципом «мера за меру», то есть действует в отношениях с человеком сообразно с человеческим же поведением. Подобный подход вполне естественен, если рассуждать о Боге по-человечески. В конце концов неслучайно через века слова апостола Павла, что посеет человек, то и пожнёт, вошли в пословицу. Естественно, очень многое зависит от наших человеческих усилий, но только ли от них? На первый взгляд да. Так, в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит: если мы умерли со Христом, то с Ним и оживём. Для него, как для верующего, очевидно, что человек, который умирает для греха в Таинстве крещения, не просто выходит из воды, но обновляется духовно, воскресая к новой жизни во Христе. Далее: если терпим испытания в этой земной жизни — с Ним будем царствовать, а если отречёмся от Него, Он отречётся от нас. Эти слова кажутся ещё более явной иллюстрацией древнего принципа. Кроме того, в данном случае апостол явно цитирует Самого Спасителя, который сказал, что постыдится перед Отцом Своим того, кто постыдится Его Самого перед людьми. Но что такое отречься или отказаться в ответ? Это значит согласиться с тем, что между вами нет связи, просто признать реальность отречения того, кто первым отрёкся. Однако это не означает для Бога изменить Своей любви. Потому что, даже если мы оказываемся неверны, Он всё равно остаётся верен. Верен в первую очередь Самому Себе, а значит верен Своей любви и от Себя отречься не может. И это утверждение прекрасно иллюстрирует вся история спасения, в которой есть место наказанию и есть место спасению. Так, Адам и Ева неверны, но Он верен — они изгоняются из рая, но им же предсказывается рождение Спасителя; иудеи неверны и нередко отпадают от истинны, их уводят в плен, но в их среде рождается Мессия. Иными словами, мера Божия, хотя и сообразуется с мерой человеческой, до конца человеческой равна не становится. Бог изначально знал, какой путь изберёт человек, а это значит, что любви к нам в Нём изначально больше, чем в любом человеке или даже во всём человечестве к Нему. Если мы любим Его, то любим в ответ, потому что Он первым возлюбил нас. Если не любим, Он не может назвать нас своими и отрекается, признавая нашу свободу. Но Он не отрекается от Себя.
Собственно, именно в этом неравенстве нашей любви присутствует залог нашей же надежды. Апостол призывает Тимофея, а вместе с ним и нас, стремиться к неукоризненной жизни, удаляясь глупого и ненужного пустословия и споров. Эти споры вносят смуту и могут казаться тем, что совершенно разрушает христианскую жизнь отдельного человека и церковную жизнь в целом. Но благая весть, которую сообщает нам апостол, в том, что Церковь имеет твёрдое основание и всегда будет стоять, ведь Господь знает своих. А нам, чтобы оставаться для Него своими, надо избегать всякого неправедного пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Якопо Бассано. «Наполнение Ноева ковчега»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
![Картина на мольберте.](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/08/Kraski-Rossii-1024x576.jpeg)
— Добрый день! Дождливый денёк выдался, не правда ли?
— Прямо всемирный потоп! Я тут неподалёку работаю, в приюте для бездомных животных. Пошла корм покупать, и попала в грозу. Как раз была около музея — вот, решила зайти. И непогоду переждать, и заодно просветиться.
— А я уже давно хотел побывать в Саратовском Художественном музее. И вот, очень кстати выдалась поездка в Саратов. Так что я просто не мог сюда не зайти.
— Подскажите, а что же здесь можно посмотреть интересное? Я-то в живописи не особенно разбираюсь...
— О, в Саратовском художественном музее немало замечательных полотен! И знаете, вот вы сказали сейчас, что на улице — ливень, похожий на всемирный потоп... У меня сразу возникли ассоциации с одной прекрасной здешней картиной. Я могу её показать, если вы не против.
— Конечно, не против!
— Тогда взгляните, пожалуйста, сюда. Вот полотно, которое я имел в виду. Называется оно «Наполнение Ноева ковчега», и принадлежит кисти итальянского мастера 16-го века Якопо Бассано.
— Ой, смотрите, на картине козы, кролики, петух и куры, индейка, утка, голуби, кошка, собака. Такого количества животных даже в нашем приюте нет! А ещё ослик, коровы, овцы, лошади. Даже львы с оленями. Что же здесь происходит, интересно?
— Пожалуй, отвечу на ваш вопрос цитатой из Библии: «И сказал Господь Бог Ною: войди ты и всё семейство твоё в ковчег, и всякого скота возьми, мужеского пола и женского, также и из птиц небесных, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо Я буду изливать дождь сорок дней и сорок ночей. Ной сделал всё, что Господь повелел ему». История о праведнике Ное, которого Бог избрал, чтобы заново заселить землю после Всемирного потопа, рассказывается в ветхозаветной книге Бытия.
— Точно! Ведь вы же сказали, что картина называется «Наполнение Ноева ковчега». На заднем плане видно, что сгущаются тучи и вот-вот хлынет дождь. Только... где же сам ковчег?
— Обратите внимание на правый верхний угол полотна — видите, там дверь с пологим настилом, по которому идут звери и птицы. Это и есть ковчег. Точнее, его часть. Художник просто решил не изображать его целиком и сосредоточиться на образах семьи Ноя и, конечно, животных, которых он собрал.
— Да, я вижу мужчин и женщин, которые укладывают домашнюю утварь — посуду, корзины. В них, наверное, запасы еды. Но почему-то почти все люди на картине обращены к зрителю либо спиной, либо вполоборота, и нарисованы не очень чётко. А вот звери — напротив, удивительно натурально и тонко выписаны!
— Должен с вами согласиться. На полотне фигуры людей не имеют столь детальной прорисовки, как изображения братьев наших меньших. Якопо Бассано вообще очень любил писать с натуры домашних животных. По историческим сведениям, его мастерская была увешана этюдами с изображениями кур, уток, гусей, петухов и прочей живности.
— Наш человек!
— Но вообще-то основным занятием художника была церковная живопись. Он много писал для храмов. К примеру, Бассано автор потрясающего полотна «Тайная вечеря». Ну, а на тему Ноева Ковчега у живописца есть целых четыре работы!
— Наверное, художнику нравился этот сюжет, потому что в нём совмещалась его вера в Бога и любовь к животным!
— Вполне можно предположить! Кстати, три картины из этой серии находятся за рубежом, в Чехии. Они выставлены в дворцовой галерее замка Кромержиж. А четвёртая — перед нами.
— А как она казалась у нас в Саратове?!
— Полотно Якопо Бассано «Наполнение Ноева Ковчега» раньше находилось в коллекции Эрмитажа. В Саратовский художественный музей оно попало в 1885-м году благодаря ходатайству русского художника Алексея Петровича Боголюбова.
— А напомните, пожалуйста: Ной ведь спас животных, которых поручил ему Бог? Все они благополучно пережили потоп?
— Снова отвечу вам цитатой из Библии: «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и весь скот, и все гады, и все птицы, вышли из ковчега». Да, всё в итоге закончилось благополучно — иначе мы с вами сейчас не стояли бы здесь, перед этой замечательной картиной.
— Сегодня же открою Библию и перечитаю эту потрясающую историю!
— Кстати, посмотрите в окно. Дождь перестал. «Всемирный потоп» закончился, можно выходить на улицу.
— Я, пожалуй, останусь ещё ненадолго. Хочется посмотреть на картину. Спасибо вам за увлекательный рассказ! И... я тут подумала...У нашего приюта для животных нет названия. Может быть, назвать его «Ковчег»?
— По-моему, неплохая идея!
Картину Якопо Бассано «Наполнение Ноева Ковчега» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищева.
Все выпуски программы: Краски России
Максим Воробьёв. «Вид Иерусалима»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
![Картина на мольберте.](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/08/Kraski-Rossii-1024x576.jpeg)
— Андрей, какой большой антикварный магазин! Здесь прямо как в музее! А что мы ищем?
— Да, пожалуй, ничего конкретного, Виктор. Посмотрим, проникнемся, так сказать, духом старины.
— Про дух старины ты точно сказал. Посмотри, какая интересная репродукция висит на стене в старинной раме. Какой-то восточный пейзаж.
— О, да это же знаменитая картина! Её автор — художник Максим Никифорович Воробьёв. Перед нами репродукция одного из самых известных его полотен. Оно называется «Вид Иерусалима».
— И правда! Это же Иерусалим, старый город! Как я сразу не догадался. А где выставлен оригинал? В Третьяковке, наверное?
— В Третьяковской галерее, действительно, есть полотна Воробьёва с иерусалимскими пейзажами. Но эта картина находится в Омском областном музее изобразительных искусств имени Врубеля.
— Чудесная панорама! Вид на Старый город с высоты. Древние стены, величественный купол храма Гроба Господня и убегающие вдаль, словно растворяющиеся в утренней дымке, дома...
— Максим Воробьёв написал эту картину в 1836-м году. А побывал он на Святой Земле в 1821-м, и прожил там год. Из поездки художник привёз большое количество эскизов, набросков, зарисовок. По ним он и создавал впоследствии свои работы, посвящённые Иерусалиму и его окрестностям.
— Рискованная, наверное, была поездка? Ведь Святая Земля тогда находилась под османским владычеством. Я читал о том, что в этот исторический период православным паломникам путешествовать туда было небезопасно.
— Всё верно! Воробьёв, кстати, по свидетельствам, очень опасался, что может попасть в плен к туркам.
— И всё-таки поехал!
— Это было государственное поручение! Император Александр Первый отправил Максима Никифоровича на Святую Землю в составе дипломатической миссии. И дал задание: зарисовать все важнейшие христианские святыни, виды и планы храма Гроба Господня в Иерусалиме.
— А зачем это было нужно императору?
— Александр Первый замыслил масштабную реконструкцию подмосковного монастыря Новый Иерусалим. Ему нужны были архитектурные образцы. К тому же планировалось издать альбом с видами Иерусалима для широкой публики. Ведь, как ты сам уже заметил, отправиться на Святую Землю тогда могли очень немногие.
— Большое, важное дело совершил художник! А как же его картина попала в Омск?
— Долгое время пейзаж «Вид Иерусалима» украшал Ропшинский дворец — императорскую резиденцию под Петербургом. Ну, а уже в советское время, в 1928-м году, Государственный музейный фонд передал его в Омский музей изобразительных искусств.
— Уверен, картина стала его жемчужиной! Ты, Андрей, знаешь: я живопись очень люблю, но экспертом не являюсь. И всё-таки вижу, насколько гармонично написано это полотно. Художник как будто объединяет Небо и землю.
— Виктор, ну прямо с языка снял! Я как раз хотел сказать о том, что Максим Воробьёв на своей картине «Вид Иерусалима» показывает удивительную и таинственную связь Божественного и земного. Художественно он выражает это единым для всего полотна тонально-цветовым решением. Посмотри, небо и землю окутывает одна и та же фиолетовая дымка. Сквозь неё проступают очертания города вдали и силуэты людей на переднем плане.
— Да, кстати! Человеческие фигуры очень любопытные. Пастух с овцами. Грозные турки с копьями...
— Они как бы усиливают впечатление от картины, делают его полнее, богаче. В живописи такой приём со второстепенными элементами называется «стаффаж». В середине 19 века в пейзаже он обязательно использовался.
— Ну что, Андрей, зашли мы с тобой в антикварный магазин, чтобы окунуться в старину — а побывали на Святой Земле!
— В этом нам помог замечательный русский пейзажист Максим Никифорович Воробьёв.
— И я знаю теперь, куда первым делом пойду, если окажусь в Омске!
Картину Максима Воробьёва «Вид Иерусалима» можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля
Все выпуски программы: Краски России
Константин Горбатов. «Оттепель»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
![Картина на мольберте.](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/08/Kraski-Rossii-1024x576.jpeg)
— Андрей, хорошо ты всё-таки придумал — съездить в Крым не летом, а весной. Какой красивый сейчас Севастополь! Свежая зелень, деревья в цвету. И даже здесь, в Севастопольском художественном музее, ярким весенним солнцем наполнен будто каждый уголок. А у нас в Москве только-только начинается оттепель...
— Кстати, Аллочка, «Оттепель» мы с тобою сейчас увидим!
— Наверное, на какой-нибудь картине? Я угадала?
— Да, Алла. Здесь, в музее имени Крошицкого есть замечательная работа, которая называется «Оттепель».
— Ну что ж, веди меня к этому полотну. И кто же его автор?
— Написал её художник Константин Иванович Горбатов. Вот она — посмотри, пожалуйста.
— Какая необычная, чудесная работа! Улица с домами и высоким храмом вся в фиолетовых тонах. Лужи на дороге серебрятся. Кажется, глядя на картину, я даже чувствую особенный, влажный и прохладный воздух весны, которая делает свои первые робкие шаги.
— Алла, не перестаю восхищаться тем, как тонко и поэтически ты чувствуешь живопись! Эта работа, действительно, очень лиричная, сразу видно, что мастер не просто запечатлел пейзаж, но и передал зрителям глубину собственных ощущений, которые испытывал во время письма.
— В картине определённо чувствуется взволнованное ожидание. Да и сам сюжет — ранняя весна — это всегда символ начала чего-то нового.
— Константин Горбатов написал «Оттепель» в 1910-м, за год до окончания Императорской Академии художеств. Возможно, в этом полотне он сосредоточил переживания, связанные с поисками собственного творческого пути. Ведь к призванию художника он пришёл не сразу.
— Неужели? А чем же он занимался до этого?
— Сначала он учился техническому рисованию — это, по сути, раздел черчения. Окончил Рижский Политехнический институт, потом поступил в Академию художеств, но — на архитектурный факультет. И только через год, в 1905-м, перевёлся на живописное отделение Высшего художественного училища.
— А знаешь, Андрей... Мне кажется, видно, что картину создавал человек, разбирающийся в архитектуре. Посмотри, какие чёткие линии у зданий, как мастерски передано пространство, перспектива.
— Да, пожалуй! Можно сказать, что на полотне «Оттепель» Константин Иванович Горбатов проявил себя и как физик, и как лирик... Вообще, он ведь был мастером именно городского пейзажа. Особенно любил русский Север. Много рисовал Псков, Великий Новгород, Вологду.
— Интересно, а какой город он изобразил на этом полотне?
— Петербург. Это Тверская улица. Обрати внимание на храм —старообрядческую церковь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Её построили в 1906-м. А через 4 года живописец запечатлел её на своей картине. И теперь мы можем увидеть, какой она когда-то была.
— Надо думать, храм пострадал в богоборческие времена?
— В советские годы в здании церкви располагался завод. Для его нужд к фасаду пристроили лифтовую шахту, прорубили новые окна. В 2000-е храм отреставрировали. И надо сказать, что его современный облик весьма похож на тот, что мы видим на картине «Оттепель».
— Андрей, это поразительно, но на картине видно... воздух! Посмотри только, он словно мерцает. И эта дорога с подтаявшим снегом тоже переливается удивительными красками — фиолетовыми, синими. Сгущается вечер. Тепло светятся окошки в домах. Куда-то спешат прохожие — может быть, в храм...
— Интересно, что сначала Константин Горбатов назвал этот пейзаж «Сумерки». Но потом изменил на «Оттепель».
— И правильно! Ведь «Оттепель» — это надежда на лучшее, на то, что впереди будут светлые дни. И пусть пока ещё холодно, тепло наступит уже совсем скоро.
— Давай, Аллочка, увезём потрясающее настроение, которое дарит эта картина, с собой, в нашу московскую оттепель!
Картину Константина Горбатова «Оттепель» можно увидеть в Севастопольском художественном музее имени Михаила Крошицкого.
Все выпуски программы: Краски России