Все пророки от сотворения мира, вопиют к душе моей, да станет девой, и готовится принять Сына Божия в пречистую утробу свою.
Чтобы стала она лестницей, ею же снидет к человеку Бог, человек же взойдёт к Богу.
Чтобы иссушила в себе море страстей кровавых, да, человек-раб перейдёт в землю обетованную, в землю свободы.
Мудрец китайский наставляет душу мою, да будет спокойна и недвижна и ждёт, пока Дао подействует в ней. Слава Лао-цзы, учителю и пророку народа своего!
Мудрец индийский учит душу мою не страшиться страданий, но упражнениями тяжёлыми и непрерывными, молитвой и очищением подниматься к Всевышнему, Который выйдет навстречу душе и явит ей лицо Своё, и силу Свою. Да славится Кришна, учитель и пророк народа своего!
Царский сын индийский учит душу мою, очиститься от всех семян и посевов мирских полностью, отрешится от всех змеиных соблазнов бессильной и призрачной материи, и когда исполнит сие, ждать, подобно пустой, бесстрастной, чистой и блаженной Нирване. Да славится Будда — царский сын и непреклонный учитель своего народа!
Персидский мудрец, грому подобный, говорит душе моей, что ни в одном из миров, нет ничего кроме тьмы и света, что должна душа от тьмы отделиться, как день от ночи отделяется. Ибо сыны света от света зачинаются, а сыны тьмы зачинаются от тьмы. Да славится Заратустра, великий пророк народа своего!
Пророк израильский вопиет душе моей: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, имя Которому — Богочеловек». Слава Исайе, прозорливому пророку души моей!
Небесный Господи, отверзи слух душе моей, да не останется глухой к пророчествам избранных Твоих.
Не убивай пророков своих, душа моя, ибо не они в гробах лежать будут, а убийца их.
Очистись и омойся, осветись и во свет облекись.
Смирись среди бушующего моря житейского, и храни в себе заветы пророков своих. Всю себя предай Богу Всевышнему, и скажи миру: «Ничего для тебя не имею».
Праведники великие, избранные Твои, такие как Иосиф праведный, суть лишь тени твои беспомощные, в тени Твоей ходившие. Ибо смертное рождает смертное, и не рождает жизни. Говорю тебе, воистину, обманываются мужи земные, что дают они жизнь. Не дают они жизнь, но сталкивают в море красное и топят, покрывая тьмой, и делают обманом дьявольским. Не будет жизни, душа моя, пока от Духа Святого не придёт.
Не убивай пророков своих, душа моя, убийство — обман теней. Не убивай, ибо кроме себя никого убить не можешь.
Стань девой, душа моя, ибо душа девственная — единственная полуявь в призрачном мире. Полуявь — ибо явью станет, когда родится в ней Бог.
Будь мудрой, душа моя, и прими сердечно дары драгоценные от мудрецов с Востока пришедших, для сына твоего предназначенные. Не оглядывайся на Запад, где солнце заходит, не соблазняйся дарами призрачными и ложными.
18 октября. О святителях московских
Сегодня 18 октября. Церковь совершает Память 12-ти московских святителей.
О них рассказывает протоиерей Владимир Быстрый.
18 октября. О личности и творчестве Юрия Тынянова
Сегодня 18 октября. В этот день в 1894 году родился писатель и литературовед Юрий Тынянов.
О его личности и творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов