Совсем недавно я вернулась из командировки в одну из самых закрытых стран мира-Туркмению. И захотелось мне написать про это несколько историй.
Наверное, начну с конца.
250 км от Ашхабада, 3 часа по пустыне Каракумы. Сначала по асфальту вполне приличному (ну, это как бы наше Подмосковье), а потом - настоящая стиральная доска.По дороге попадаются верблюды, которые лениво переходят дорогу, одна заправка с ценой на 95 бензин - в 1 манат (это 18 рублей), потерявшийся вагон на железнодорожной колее, которая проходит вдоль дороги, и больше пожалуй ничего и не попадается. Ни одна собака сюда не заходит. Так вот,есть там в пустыне незаметный такой поворот направо,и дальше уже километров 8 по пескам. И вот удача, наш микроавтобус забуксовал сразу же на горке! Прям как в глубоком снежном заносе. Машину стало крутить, того и гляди в кювет свалимся. В общем, завязли мы в песке. По середину колеса! Ну мы с радостью из микроавтобуса повыскакивали в 45 градусную Каракуму и давай босиком пески рассекать! А песочек такой приятный, шелковистый, теплый
Закат увидели,колючки, барханы. А больше ничего там нет! Вообще!
Потом за нами джип приехал,всех запихнули туда (9 человек забилось) и повезли нас смотреть то,что лучше себе никогда не представлять. Местные жители называют это место «Дверь в преисподнюю».
Это такая огромная дырка, даже дырища в земле и оттуда газ прорывается наружу и горит адскими языками. Газовый огненный кратер Дарваза.
А история сей дыры такая. В 1971 году, геологами и проводились исследования в окрестности деревни Дарваза. Было обнаружено месторождение газа. При бурении разведывательной скважины, земля неожиданно провалилась и возникло огромное углубление, из недр которого просачивался газ. В образовавшуюся дыру провалилось все оборудование вместе с буровой вышкой и транспорт. Говорят, что по счастливой случайности люди не пострадали.
Чтобы предотвратить утечку, а также обезопасить местных жителей и скот от вредного воздействия газа — было принято решение его поджечь, непосредственно внутри кратера. Геологи рассчитывали, что огонь, спустя определенное время, потухнет, но просчитались.И вот уже целых сорок пять лет, не прекращаясь ни на минуту, пламя бушует в самой середине пустыни Каракумы.
Наверное, здорово, что Господь устроил нам на земле такие малые репетиционные комнаты в реале. Посмотрел один раз на это и дальше очень сильно надо подумать, как жить дальше. Подходила я к краю той ямки. Что сказать? Слава Богу, что я пока по эту сторону.
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.