Праздник Вознесения Господня — необычный. Его лейтмотив — это разлука, то есть грусть. Но смысл его — это радость.
Сорок дней Воскресший Спаситель был на Земле со своими учениками. Он являлся им, учил и проповедовал. Апостолы знали, что такая радость не будет вечной — Спаситель сам предрёк разлуку. И вот настал день, когда Господь заповедовал своим апостолам не отлучаться в ближайшие дни из Иерусалима, но ждать «другого Утешителя...Духа истины...». Затем все вместе они вышли из города на гору Елеон. По пути Христос рассказывал об устроении Своей Церкви на земле. На вершине горы Спаситель разъяснил апостолам, в чём будет их главное предназначение: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Затем Иисус благословил всех учеников. И дальше апостолы стали свидетелями необыкновенного чуда — Господь начал подниматься от земли, и светлое облако скрыло Его от всех взоров...
А что же ученики? Евангелист Лука пишет, что они поклонились Христу и «возвратились в Иерусалим с великой радостью». Разлука обернулась торжеством, надеждой для всего человечества, началом строительства Церкви земной. Её столпами предстояло стать апостолам.
Вознесшись на небо, Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него. Церковь учит, что Спаситель опять придёт на землю видимым образом, чтобы судить живых и мёртвых, которые тогда воскреснут. После чего, как сказано в Святом Писании, настанет жизнь будущего века, то есть другая, вечная жизнь.
Вознесение — это не утрата Бога, не разрыв с Ним, а призыв к преображению, к восхождению, вознесению ввысь вслед за Господом, в Его Царство.
Часть 1.
Центр христианской веры — это праздник Воскресения Христова — Пасха. Но с воскресением Спасителя дело строительства Церкви не закончилось. Ещё одним важным шагом на пути к спасению всего человечества стало Вознесение Христа на небо. Это одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа сменилось Его невидимым пребыванием в Церкви.
С Пасхи до своего Вознесения Спаситель был с людьми, продолжал своё служение им. О том, что происходило в эти сорок дней мы знаем из Евангелия от Марка, Евангелия от Луки и книги Деяний святых апостолов, которую по преданию также написал евангелист Лука.
Согласно этим источникам, после Своего Воскресения из мёртвых Спаситель неоднократно являлся ученикам и Богородице. Он удостоверял их в истинности Своего телесного Воскресения, укреплял их веру и готовил к принятию Святого Духа.
Наконец, Христос вывел учеников из Иерусалима в Вифанию, на гору Елеон. Он благословил всех, а затем начал возноситься на небо. Спасителя сокрыло сияющее облако. Апостолам явились два ангела и возвестили грядущее Второе пришествие Христа. Ученики поклонились Своему вознесшемуся Учителю и с радостью вернулись в Иерусалим.
В этом празднике воедино слились два события — окончание земного служения Спасителя и начало апостольской проповеди.
Ветхий и Новый завет содержат целый ряд указаний на предстоящее прославление Христа на небесах, его вхождение в Царствие Небесное. Во множестве пророчеств говорится о том, как Сын Божий займёт своё место рядом с Богом Отцом.
Своим Воскресением Христос победил смерть и сделал человеческую природу сопричастной Божественной жизни. Вознесение стало новым этапом спасения человечества. Богочеловек вошёл в Царствие Небесное и с этого момента человеческая природа получила полное участие в вечном блаженстве.
До Христа существовали две основные точки зрения на человеческое тело. Одна рассматривала его исключительно как источник удовольствий. Другая, наоборот, вообще отрицала тело, утверждая, что оно источник нечистоты и порока, тюрьма для души, из которой мудрый человек непременно должен освободиться. Спор между этими двумя мнениями продолжался долгие века. Вопрос был решён только тогда, когда Сам Бог, воплотившись и став человеком, явился в наш мир.
Христиане верят, что в Царствие Небесное войдут не только души, но и тела праведников. Поэтому тело оценивается положительно, как храм Святого Духа. С другой стороны, телесная природа повреждена из-за грехопадения Адама. Но Христос пришёл на землю именно для того, чтобы восстановить первоначальное достоинство человеческой природы. И Он действительно восстановил её Своим воплощением, Крестной жертвой, Воскресением и Вознесением. Таким образом, Вознесение явилось важнейшим звеном в деле спасения и прославления падшего человека. Христос телесно вознесся и занял своё равное место рядом с Богом Отцом. Тем самым была подтверждена такая же возможность и для остального рода человеческого.
В последние дни пребывания на земле Спаситель начал готовить своих учеников к предстоящей проповеди. Многие после Его Воскресения ждали, что Христос начнёт восстанавливать царство Израильское и выступит против господства Рима. Он же объяснил, что их ждёт иное Царство, не от мира сего и оно несравнимо ни с чем, что есть на земле. Его двери оказались открыты для людей после крестной смерти и Воскресения Христова.
Спаситель пообещал ученикам, что предстоящее схождение Святого Духа на апостолов соединит Церковь Небесную и Земную. Так и случилось — после своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нём во Святом Духе, которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа невидимое присутствие Спасителя сохраняется в таинствах Церкви.
Часть 2.
Вознесение Господне относится к двенадцати главным христианским праздникам, которые в славянской традиции называются двунадесятыми. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Христа и Богородицы. Трудно найти им аналог в обычной жизни. Цель этих праздников — не кутёж, не веселье ради самого веселья. В основе двунадесятых праздников всегда какое-то событие церковной истории, которое словно взрезает ткань земной реальности и открывает двери в Царство Небесное. Двунадесятые праздники вдохновляют, наставляют, дают жизненные ориентиры. Для христиан эти дни — вершины радости в году, вершины ликования, приближения ко Христу. Из светских праздников с ними может сравниться разве что День победы, благодаря своей духовной глубине и непреходящему историческому значению.
Церковь первых веков христианства вспоминала о Вознесении Христа во время праздника Святой Троицы. В четвёртом веке праздник Вознесения Христова стал самостоятельным и отмечался на сороковой день после Пасхи. Сорок дней после Своего Воскресения Спаситель пребывал на земле. Почему именно сорок дней, какой смысл в этом сроке?
В Ветхом и Новом завете встречаются и другие события, которые длятся именно сорок дней. Так сорок дней изливалась вода из туч во время потопа. Сорок дней прошло между Рождеством Христовым и принесением Богомладенца в Иерусалимский храм. Сорок дней постился в пустыне Спаситель перед тем, как идти на проповедь. Сорок дней продолжаются Рождественский и Великий пост. На сороковой день душа скончавшегося видит Лицо Божие. Поэтому в течение сорока дней принято совершать сорокоуст — особую молитву об умершем.
Все эти сроки, равные числу сорок, связаны с постом, покаянием, очищением, испытанием. Но какое это может имеет отношение ко Христу, который не нуждается ни в очищении, ни в покаянии? Также как пост — преддверие великого праздника и великой радости, так и пребывание Спасителя на земле в течение сорока дней — это предварение Его возвращения к Отцу. Кроме того, символически, сорок дней пасхальной радости противопоставляются сорока дням Великого поста.
Эти дни наполнены заботой о людях, приготовлением апостолов и всего человеческого рода к принятию Царства Божия. Они — продолжение Пасхи, которая празднуется все эти сорок дней. И эти сорок дней напоминают об обещанной вневременной, вечной Пасхе — втором пришествии Христа.
В соответствии со свидетельством Деяний апостолов, христианская традиция приняла в качестве места Вознесения Христа вершину горы Елеон. Уже в четвёртом веке там была поставлена часовня. В двенадцатом веке крестоносцы воздвигли на горе восьмиугольное здание с колоннами и открытым куполом посередине. Но уже через несколько месяцев Елеон перешёл в руки мусульман. Здание было превращено в мечеть. Но христианам открыт доступ к местным реликвиям. Среди них — камень с отпечатком ноги Христа. По преданию именно с него Спаситель сделал свой шаг к небу.
Часть 3.
Вознесение Господне произошло на сороковой день после Пасхи. В нашем календаре этот праздник всегда выпадает на четверг. Накануне, в день Отдания Пасхи верующие последний раз приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!».
Очень величественно звучит праздничное величание:
"Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса,
С Пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение."
Величание поёт всё духовенство храма. Священники и диаконы встают в самом центре церкви, перед праздничной иконой. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся.
На праздничном богослужении в честь Вознесения Господня при звоне колоколов читается два текста из Нового Завета. Это начало первой главы Деяний Апостолов и, более торжественный, фрагмент последней главы Евангелия от Луки.
Праздничное песнопение Вознесения Господня, — тропарь, в краткой форме отражает всю суть происходящего:
"Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником
обетованием Святаго Духа,
извещённым им бывшим благословением,
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира."
В переводе с церковно-славянского это значит:
"Ты вознесся во славе, Христе Боже наш,
обрадовав учеников обещанием Святого Духа,
после того, как Твоё благословение утвердило их в вере,
что Ты — Сын Божий, Искупитель мира."
С праздником Вознесения Господня связано немало наивных и трогательных народных легенд. Так русские крестьяне верили, что во время службы в день Вознесения над каждой церковью разверзаются небеса. К её куполу с неба опускается лестница, по которой сходят архангелы и ангелы и становятся с двух сторон у её основания в ожидании Христа. Как только в церкви ударит колокол, Христос возносится на небеса, сопровождаемый небесным воинством, но видеть это дано только благочестивым людям.
Свои обычаи связывали с Вознесением земледельцы. Праздник символизировал конец весны и начало лета. Считалось, что к этому дню отцветали сады, а в само Вознесение стихало пение птиц. В России на Вознесение, по обычаю, пеклись пироги с начинкой из зеленого лука, верх которых выкладывался перекладинами в виде лесенки.
В некоторых странах, например, Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Норвегии, Франции праздник Вознесения Господня официально считается нерабочим днём.
В Германии и Австрии празднование Вознесения начинается ещё в понедельник. В это время традиционно проводятся большие молебны о хорошем урожае. По городам проходят красочные процессии.
Часть 4.
Вознесение Господне — один из древнейших христианских праздников. Он был установлен уже в четвёртом веке. Творцами самых первых богословских и литературных трудов, посвященных Вознесению Господню, стали великие отцы Церкви — святые Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, блаженный Августин. Примерно в это же время начинает развиваться иконография этого праздника.
Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к пятому веку. На них показано, как из облаков протягивается рука Бога-Отца и ведёт молодого Христа по горе к небу.
Из византийской традиции к нам пришёл двухплановый образ: в нижней половине стоит Дева Мария с апостолами; в верхней половине в ореоле фигура Христа. Он возносится на небо в сопровождении двух ангелов. Со временем фигуры ангелов исчезли, ведь Спаситель вознёсся сам, а не был вознесён на небеса как, например, пророк Илия.
На иконах Вознесения Христос сияет в той славе и торжестве, в какой придёт судить вселенную. Его ещё называют Пантократор, то есть Вседержитель. Спаситель изображается сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, пронизанных золотыми лучами. Они символизируют божественные силы и энергии. Обе руки подняты для благословения. Образ Спасителя заключён в круг, представляющий собой небесную сферу. Она также наполнена золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным. И всё изображение Христа является как бы солнцем. Солнцем правды, горящим над землёй. Небесную сферу с изображением на ней Спасителя держат своими руками Ангелы.
В «земной» группе мы без труда узнаём Богородицу. Интересно, что в Евангелиях ничего не говорится о том, присутствовала ли Матерь Божия при Вознесении. Достоверно известно, что не было в этот момент апостола Павла — его обращение случилось позднее. Однако по сложившейся традиции иконописцы помещают Богородицу в центр группы учеников. Есть там и апостол Павел. Глубокий символизм образа оправдывает их присутствие — перед нами не просто очевидцы чуда, а сама Новозаветная Апостольская Церковь. Перед Вознесением Спаситель вверил её своим ученикам и вот она с трепетом ждёт Второго Пришествия Христа.
Для русской иконописной традиции характерна такая деталь — в центре иконы изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Это отсылает молящихся к реальной реликвии, хранящейся в часовне на месте Вознесения, на Елеонской горе.
Вознесение Господне, благодаря триумфальному характеру и символизму, быстро стало популярным сюжетом монументальной храмовой живописи. Исследователи считают, что древнейшая роспись находилась в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведённой императором Константином Великим. На Руси композиция Вознесения встречается в купольных росписях храмов уже с двенадцатого века. Самые ранние изображения сохранились в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице.
На Руси любили посвящать вновь возводимые храмы и монастыри празднику Вознесения Господня. Одна из самых известных Вознесенских церквей находится в Коломенском. Этот шедевр зодчества шестнадцатого века относится к памятникам культуры и находится под охраной ЮНЕСКО. Церковь Вознесения Господня в Коломенском сама словно возносится, воспаряет над окружающим ландшафтом. Она заставляет поднять глаза ввысь, ещё раз проникнуться радостью о воскресшем и вознесшемся Спасителе. Ведь Он возвёл человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».