Люди верят в Бога из страха перед смертью! — я слышу это довольно часто. Что же, это похоже на правду. Отправляясь в операционную, или выслушав пугающий диагноз, или оказавшись на поле боя, люди более склонны взывать к Богу, чем сидя перед телевизором в уютном кресле и мягких тапочках. В известной фразе, что «не бывает атеистов в окопах под огнем» есть некоторое преувеличение — но безосновательной ее назвать нельзя.
Что это доказывает? Что Бога нет, люди выдумали Его, чтобы как-то утешить, подбодрить и успокоить себя перед лицом смерти? Это очень популярный атеистический аргумент, но он не работает. Дело в том, что личные, психологические причины, по которым вы придерживаетесь тех или иных представлений, ничего не говорят нам об их истинности или ложности.
Вы можете быть верующим, потому что боитесь смерти, или потому, что вас так воспитали, или потому, что ваша жена, или начальник, или еще какие-то люди, с которыми вы предпочли бы ладить — верующие, потому, что вы выросли в прекрасной семье или, наоборот, в ужасной. Доказывает ли это, что Бога нет? Каким же образом?
Точно также вы можете быть атеистом в силу того же набора личных или психологических причин — это ничего не говорит нам об истинности или ложности атеизма как такового.
Аргумент «вы держитесь веры в Бога, потому что вам так комфортнее» отлично разворачивается и в другую сторону — «вы атеист, потому что вам так комфортнее».
Как-то в интернете я читал англоязычное атеистическое сообщество. Большинство его членов были молодыми людьми студенческих лет. Чем объяснялась такая возрастная аномалия? Некоторые записи наводили на мысль, что в этом возрасте, когда кипят гормоны, ребята находили чрезвычайно тягостной заповедь «не прелюбодействуй». Для юноши-студента, который только вырвался из родительского дома, и, как сказал поэт, и жить торопится, и чувствовать спешит, атеизм может казаться очень привлекательным именно по гормональный причинам. Опровергает ли это атеизм? Нет. Это вообще ничего не говорит нам о его истинности или ложности.
Если вам (на данном этапе вашей жизни) кажется более удобным атеизм, на следующем — христианство, это ничего нам не говорит о ложности или истинности этих мировоззрений. Истина просто не зависит от того, нравится она нам или нет.
Страхи или желания внутри вашей головы никак не влияют на устройство мироздания. Вы вполне можете верить в Бога из страха перед смертью — и при этом ваша вера может быть истинной.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова