Мне кажется, Масленица — это праздник, который до сих пор остаётся одним из самых загадочных и сложных для понимания. Он как будто двуликий, смотрит в разные, а точнее, противоположные стороны. Один лик обращен к христианской традиции, другой — к языческой.
Нередко можно услышать такие суждения: «Масленица — прежде всего, обильная и сытная пища», «Тот, кто скучно провёл масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года». И в качестве оправдания такого язычества звучит веский аргумент: «Это же народные традиции, это же фольклор»!
В своё время в университете мне довелось заниматься фольклором. Нам, студентам-филологам, так охарактеризовали устное народное творчество: «Фольклор — это не только народная мудрость, но и народные заблуждения». Думается, подобным образом и нужно относиться к масленичному веселью.
Между тем, «масленица» — это христианское название. Оно связано с церковным уставом, указывает на то, что разрешено в пищу в эти дни перед Великим постом. На масленицу в храмах уже начинают совершать великопостные службы, читать покаянную молитву святого Ефрема Сирина. В церковной среде существует традиция воспринимать подготовительные недели, в том числе масленицу, как время более печальное, «зимнее», чем «духовная весна» — Великий пост. Разумеется, Церковь не призывает христиан делать мрачные лица, не запрещает участвовать в светских праздничных мероприятиях, лишь советует во всём знать меру.
Иногда, кажется, что для большинства наших современников уже не актуален ни христианский, ни языческий смысл праздника, а сама масленица воспринимается как культурное мероприятие, как дань истории и просто отличный повод повеселиться. Масленицу встречают и в школах, и в детских садах, и в офисах. По размаху торжественных мероприятий масленица всё больше похожа на празднование Нового года.
Для многих моих знакомых-христиан Новый год — это тёплый праздник, который своим дыханием согревает дни подготовки к торжеству Рождества Христова. Хочется, чтобы и праздник масленицы был тёплым праздником, чтобы дух семейственности, уюта, стал его неотъемлемой частью, чтобы он согревал наступающий сразу после масленичной недели Великий пост и готовил нас к Пасхе.
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.