Туринская плащаница - это древнее льняное полотно, христианская реликвия, которая неоднократно подвергалась столь тщательной научной экспертизе. Длиной немногим больше четырех метров и метра в ширину, оно стало камнем преткновения для скептиков и тех, кто считает эту реликвию подлинной. Вот уже много веков в Италии, в туринском католическом соборе Иоанна Крестителя хранится плащаница, которой был обвит перед погребением Христос.
На Туринской плащанице отпечатался двухсторонний образ мужского тела во весь рост. Обнаружены следы кровоподтёков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Исследования показали, что изображение в совершенстве передает особенности анатомии человеческого тела, чего практически не удается достичь в изображениях, сделанных рукою художника.
Главный аргумент скептиков – то, что радиоуглеродный анализ датирует ткань тринадцатым-четырнадцатым веками, и как раз с середины четырнадцатого века известны первые свидетельства об этой реликвии. Однако не стоит забывать, что в научной среде со времени открытия семьдесят лет назад радиоуглеродного анализа и поныне не утихают дискуссии о его погрешностях. И ученые признают, что на результат могло сильно повлиять тепловое воздействие во время пожара тысяча пятьсот тридцать второго года.
Но та же экспертиза, которая могла разрушить достоверность предания, зафиксировала несколько поистине загадочных фактов. Было установлено, что образ человека на ткани нанесен без применения каких-либо красителей, то есть является результатом химических изменений самой ткани. Причем интенсивность цвета изображения вполне достоверно передает расстояние между тканью и завернутым в нее телом. Было также подтверждено, что кровяные пятна подлинные, кровь человеческая, редкой, четвертой группы. Более того, пятна крови появились на плащанице до возникновения на ней образа, поскольку кровь как бы экранировала ткань от изменения ее структуры. Этот факт породил множество версий, в том числе мысль о мощной вспышке энергии, породившей образ. Наконец, экспертиза обнаружила на ткани пыльцу растений, характерных для Палестины и других районов, по которым мог пролегать исторический путь Плащаницы.
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России