В 1894 году город Иркутск облетела небывалая новость: миллионер, купец Иннокентий Сибиряков ушёл в монахи! Впрочем, не только Иркутск, но и Москву, и Петербург, потрясло тогда это неожиданное событие. Судьба Сибирякова была поистине удивительная. Он всё своё состояние раздал бедным, пожертвовал монастырям и храмам. А сам в молодом ещё возрасте принял постриг и стал монахом на Святой горе Афон. Жизнь иркутского благотворителя вдохновила нашу современницу, писательницу и историка Татьяну Шорохову, написать о нём биографическую книгу-исследование. Книга так и называется — «Благотворитель Иннокентий Сибиряков».
У автора была цель составить, насколько это возможно, полную биографию необычного мецената. И тем самым исправить историческую несправедливость: Сибиряков, человек, о котором в конце 19-го века знали и говорили по всей России, и даже за рубежом, оказался незаслуженно забытым больше, чем на столетие. Как и всякая биография, жизнеописание Иннокентия Сибирякова начинается с истоков — автор рассказывает о его предках, один из которых был первым городским головой Иркутска. Другая представительница этого славного купеческого рода стала игуменьей Иркутского Знаменского монастыря. Словом, Иннокентий Михайлович оказался славным продолжателем семейных традиций.
В 14 лет Сибиряков лишился отца и матери. И стал наследником огромного состояния. Он тогда получал образование в Петербурге. Татьяна Шорохова на страницах своей книги пишет о том, как распоряжался юный миллионер свалившимся на него богатством. Для начала он купил... здание гимназии, в которой учился. Частное учебное заведение находилось тогда в бедственном положении. Иннокентий отремонтировал помещение, расширил его, и вместе с крупным денежным пожертвованием на содержание, подарил городу. Кажется, ни одно благое дело Иннокентия Михайловича не забыла Татьяна Шорохова в своей книге «Благотворитель Иннокентий Сибиряков». Мы узнаем, как предприниматель и меценат помогал женским Бестужевским курсам. Как выплачивал стипендии сотням неимущих студентов и помогал с оплатой обучения в столичных вузах землякам из Иркутска. Каждый день в подъезде его дома стояла огромная очередь — Сибиряков давал пожертвования всем, кто к нему приходил. «Если просят — то нужно дать» — говорил он.
Автор, Татьяна Шорохова, прослеживает духовные перемены, которые происходили с благотворителем на протяжении нескольких лет. Она рассказывает о том, как, по завету Христа, Сибиряков «раздал имение своё» — в буквальном смысле, передавая земли и деньги храмам и обителям. О том, как он оказался в монастыре. Словом, перед читателем на страницах книги во весь рост встанет удивительный человек — подлинный христианин, благотворитель Иннокентий Сибиряков.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.