Священномученик Григорий Бронников родился в тысяча восемьсот семьдесят шестом году в Вологодской губернии. Его отец был диаконом, сам Григорий много лет служил в храме псаломщиком, а в двадцать первом году стал священником. До конца жизни он служил в Богоявленской церкви села Селиб в республике Коми. Григорий много и охотно занимался с сельскими ребятишками, обучал их церковному пению, грамоте. В тысяча девятьсот тридцатом году отца Григория отнесли к кулакам и обложили высоким налогом. В тридцать шестом храм закрыли и стали использовать как сельский клуб. В августе тридцать седьмого пришел черед священника. Отца Григория обвинили в "систематической контрреволюционной агитации против Советской власти". Его расстреляли в окрестностях Сыктывкара. К лику святых Бронников был причислен в две тысячи первом году.
Борис Кустодиев. «Пасхальный обряд. Христосование»
— Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе!
— Прошу прощения, если помешала. Мы не знакомы. Но, знаете, в старину так было принято: на Светлой седмице — неделе после Пасхи — обращаться с пасхальным приветствием и к знакомым, и просто к прохожим.
— Что вы! Всё правильно, и я очень рад! Действительно, это замечательная традиция. Кстати, именно ей посвящено полотно, возле которого мы с вами находимся. Это картина художника Бориса Кустодиева «Пасхальный обряд. Христосование».
— Одна из моих самых любимых. Она пронизана пасхальным настроением: светом, торжеством. А ещё домашним уютом. Ведь Пасху традиционно отмечали в кругу семьи. Кустодиев изобразил хозяйку, накрывшую традиционный пасхальный стол. Здесь и высокие освящённые куличи, и творожная пасха, и целая тарелка с горкой «крашенок» — разноцветных яиц. Всё яркое, праздничное.
— Мужчина с длинной седой бородой — наверное, муж хозяйки. Ночью и утром они были в храме. А теперь настало время праздничного обеда. Но сначала — христосование. Супруги обменялись крашеными яйцами с теми же самыми словами, с которыми вы ко мне недавно обратились: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». За этим часто следовал троекратный поцелуй. Считается, что традиция пришла к нам от самих апостолов.
— У писателя Александра Куприна есть небольшая зарисовка «Московская Пасха». Мне она очень нравится. Я даже помню наизусть один фрагмент — в нём как раз идёт речь про обряд христосования.
— Прочтите, пожалуйста!
— «Непоколебим и великолепен обряд пасхального поцелуя. Вот двое осанистых степенных бородачей издали приметили друг друга. Наотмашь опускаются картузы, обнажая головы. "Христос воскресе!" — "Воистину воскресе!" Головы склоняются направо — поцелуй в левые щеки, склоняются налево — в правые, и опять в левые».
— Замечательное описание! Кустодиев запечатлел героев картины как раз в такой момент. Лицо мужчины светится трогательной, немного наивной детской улыбкой. Светлая пасхальная радость так и льётся с картины на зрителя.
— Вроде бы, незамысловатый сюжет. Но как откликается в душе! Так передать атмосферу самого главного праздника мог только настоящий мастер и человек, который сам переживал пасхальную радость.
— В своих мемуарах Борис Михайлович Кустодиев не раз вспоминал Пасху своего детства. Когда после великого и радостного ночного Богослужения на залитых утренним солнцем улицах Москвы тот тут, то там слышалось «Христос воскресе!». Дочь художника рассказывала, что в последние годы жизни, будучи уже прикованным к инвалидной коляске, Кустодиев на Пасху всегда открывал форточку — чтобы слышать пение, доносящееся из храма рядом с домом.
— Я только сейчас обратила внимание на год написания картины — 1916-й. Подумать только: Первая мировая война, умы людей будоражат революционные идеи, а Кустодиев пишет «Христосование» — картину с сюжетом из жизни патриархальной Руси!
— Более того — именно в эти годы — с 1915-го по 17-й — Борис Михайлович создал целый цикл полотен, посвящённых Празднику Праздников.
— В те непростые годы людям, наверное, было особенно необходимо кустодиевское радостное ощущение жизни, чистосердечная красота, простота.
— Да, работы Бориса Михайловича всегда пользовались большой народной любовью.
— Потому что душу не обманешь. Она в любые времена стремится к свету и радости. А полотна Бориса Кустодиева — это и есть свет и радость.
— А ещё — возможность не забывать добрые традиции. Такие, например, как христосование, которое мы видим на одноимённой картине художника.
— Что ж, спасибо вам за интересную беседу! Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе!
Картину Бориса Кустодиева «Пасхальный обряд. Христосование» можно увидеть в доме-музее Кустодиева в Астрахани.
Все выпуски программы: Краски России
Эксперимент неосуждения. Наталья Разувакина
«Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Однажды я всерьёз задумалась надо этим советом преподобного Амвросия Оптинского и решила раз! — и внедрить это правило в жизнь. Особенно привлекал меня пункт про неосуждение, он казался каким-то камнем преткновения, трамплином на гладкой дороге.
Попробуй-ка совсем никого не осуждать, когда люди будто нарочно под осуждение подставляются! Вот дочке хоть сто раз говори, чтобы обувь, приходя домой, сразу на полочку ставила... Нет, снова кроссовки раскиданы! И коллега вот ещё позавчера обещал текст прислать, сегодня напоминаю, а он забыл, оказывается. И даже не извинился! В автобус вхожу, народу полно, а парень с огромным рюкзаком на спине вперёд протискивается, старушке на ногу наступил... Ну как тут не осудить, хотя бы в мыслях, про себя?
Я начала эксперимент. Не осуждать никого вообще — и всё тут! Ни прямо, ни намёком, ни про себя, ни вслух. Духовник посоветовал мне провести именно эксперимент — прицельную борьбу с осуждением в течение двух недель. И знаете, результаты оказались превосходящими все ожидания. Но сначала... Сначала мне быстро надоело бороться, и я научилась рубить поводы к осуждению, чуть только они появятся. Сказала себе, что прокурором меня никто не назначал, что Господь, вообще-то, знает, что с кем происходит, а для меня есть правило: «Знай себя — и хватит с тебя!»
А потом начались чудеса. Уже через несколько дней практики все, без исключения все люди вокруг, включая случайно встреченных, засияли солнышками. Такими увиделись хорошими! Я вдруг стала по-новому воспринимать людей в принципе. Как давно знакомых братишек-сестрёнок, которые, чего б ни творили, всё равно — родные. А вслед за этим острее и чутче стала ощущать собственные несовершенства, грехи.
И, наконец, хлынуло радостное изумление: я такая-сякая, а Господь терпит меня! И новое утро даёт, и небо над головой чистое, и вот эту чашку с красивой каёмкой, и руки-ноги мои работают, голова мыслит, а главное — сколько же замечательных людей рядом! За что мне эта милость Божия? Ведь не за что особенно, я ж себя знаю... Так любит же Он меня, не иначе!
И благодарность душу просто переполняла. Изумлённая благодарность.
Тут вот ещё какой момент важен, на мой взгляд: объективно, с точки зрения мирской логики, некоторые поступки людей действительно неблаговидные, но когда запрещаешь себе осуждать человека, то и поступок его, явно грешный, тебя не раздражает совершенно. Ты видишь человека, а такая абстракция, как грех сам по себе, без носителя и делателя в виде человека, легко от него отделяется. Ведь и сам ты — человек грешный, разве можешь злиться на другого человека, грешного, или иначе — больного, искажённого, но по-другому? Ни в кого, совсем ни в кого не хочется бросать камень...
Скажу честно, что те две недели «экперимента неосуждения» были именно двумя неделями, на всю жизнь продлить эксперимент мне не удалось. Но опыт я получила замечательный. Очень надеюсь, что он оставил во мне след.
И ещё: всё это было давно, в самом начале моего воцерковления. Я рассказала тогда об этом другу, и он тоже решил попробовать. И у него получилось! «Надо же, — говорит, — всего-то две недели, а жена заметила: такой был желчный, а стал благодушный!»
Рассказываю и вам, вдруг пригодится. Ведь это — маленький шажок в борьбе с гордостью, шажок к смирению, мирному духу внутри себя. А Бог, по словам апостола Иакова, гордым противится, а смиренным даёт благодать.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
20 сентября. О скромности апостола Павла
В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова, которые он говорит о себе: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
О скромности апостола Павла, — протоиерей Максим Горожанкин.