Жанр эпитафии — надписи на надгробных камнях в стихах или прозе — возник ещё во времена античности. Реже встречаются автоэпитафии — когда человек сам заранее сочиняет надпись для своего надгробия.
Сегодня мы говорим о святителе Георгии Конисском и его автоэпитафии.
Место действия — город Могилёв. Время действия — 18 век по Рождестве Христовом.
Святитель Георгий Конисский отошёл ко Господу 13 февраля 1795 года. Незадолго до кончины он сочинил автоэпитафию в виде восьмистишия. Вот как звучат её первые строки.
Колыбель — Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать восемь лет назван: Святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.
Что же кроется за этими строками? Будущий святитель (в миру его звали Григорий) родился в 1717 году в городе Нежине, в семье украинских дворян Конисских. Он окончил Киевкую Академию, где изучал поэтику, философию, богословие, иностранные языки — латынь, греческий, древнееврейский, немецкий, польский. Поэтому в автоэпитафии святитель назвал город Нежин своей колыбелью, а Киев — учителем.
По окончании академии Григорий Конисский принял монашеский постриг с именем Георгий и стал преподавателем по классу риторики. Всякий мог бы позавидовать его научной карьере. В тридцатилетнем возрасте отец Георгий уже возглавлял кафедру философии, ещё через четыре года его утвердили в должности ректора Киевской академии.
В 1755 году отец Георгий Конисский был назначен епископом в белорусский город Могилёв. «Я в тридцать восемь лет назван: Святитель», — говорится в автоэпитафии.
В середине 18 века Беларусь входила в состав католической Речи Посполитой. На всей белорусской территории оставалась единственная православная епархия с центром в Могилёве. Святитель Георгий Конисский неустанно трудился, чтобы укоренить в Белоруси православное учение: открыл Духовную семинарию, построил в Могилёве типографию¸ где печаталась свято-отеческая литература. Он и сам писал многочисленные статьи в защиту Православия и даже сочинял стихи.
Его поэтическое дарование впоследствии высоко оценил Александр Пушкин. Святитель Георгий обладал ёмким, лаконичным, не чуждым самоиронии стилем. Этот стиль хорошо прослеживается и в автоэпитафии могилёвского епископа.
За претерпенные труды и непогоду
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из Конисских дому,
Коню подобен был я почтовому.
Тут трупа моего зарыты кости.
В год семисотый пятый девяностый.
«Коню подобен был я почтовому», — написал святитель о своей многотрудной жизни, обыгрывая фамилию Конисских. Что и говорить, могилёвский епископ не позволял себе ни минуты отдыха.
Святитель Георгий Конисский скончался в 1795 году и был погребён в Могилёве, в Спасо-Преображенской церкви.
Господь прославил его останки нетлением. Это обнаружилось во время Отечественной войны 1812 года, когда французы, захватившие Могилёв, открыли раку с телом святителя и обнаружили его нетленные мощи.
В 1993 году Белорусская Православная Церковь причислила архиепископа Георгия Конисского к Собору Белорусских святых. А в 2017 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении святителя Георгия Конисского или Могилёвского — богослова, поэта и человека святой жизни.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова