Девятнадцатый век принёс России особые духовные испытания. В высшем свете распространились идеи вольтерьянства, было сильно влияние католического монашеского ордена иезуитов. Многие дворяне утверждали, что православное духовенство не имеет достаточного уровня образования, чтобы вести диалог с просвещёнными людьми. Именно в этот исторический момент на московскую кафедру Русской православной церкви взошёл митрополит Филарет — один из самых образованных людей своего времени.
Будущий святитель, Василий Михайлович Дроздов, родился в 1782 году в подмосковном городе Коломна. Мать и отец его происходили из духовного сословия, и будущее сына видели в служении Богу и Церкви. Василий окончил философский класс Троицкой духовной семинарии в Сергиевом посаде, где в совершенстве изучил древние языки — латинский, греческий и еврейский. В двадцать шесть лет он принял монашеский постриг с именем Филарет и получил назначение на должность преподавателя философии и церковной истории в Санкт-Петербургской академии. В 1812 году стал ректором этого учебного заведения, будучи уже в сане архимандрита и научном звании профессора богословия.
Во время Отечественной войны с Наполеоном Филарет отдавал большую часть своего жалования на военные нужды. В эти нелёгкие годы он убедился, сколь велика в народе потребность в духовной пище. Архимандрит с радостью согласился принять участие в переводе Священного писания с еврейского, греческого и латинского на русский язык. Это переложение предназначалось для домашнего чтения, в отличие от церковнославянского перевода, используемого в богослужениях. В 1813 году Филарет вступил в только что основанное Российское библейское общество, взял на себя задачу переложить на родной язык Евангелие от Иоанна, выбрал переводчиков других библейских книг. Благодаря его трудам стало возможным издание полной Библии на русском.
В 1817 году состоялась архиерейская хиротония архимандрита Филарета. Спустя еще пять лет он возглавил московскую епархию. В столице митрополит продолжил писать богословские труды, важнейшим из которых стал «Христианский катехизис Православной церкви». По поручению императора Александра Второго святитель создал окончательную редакцию Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
Но не только высокий уровень образования отличал митрополита Филарета. Талантливый иерарх, учёный богослов и государственный деятель был христианином, внимательным к своей внутренней жизни. Премудрость его была освящена евангельским смирением, и порой это воздействовало на людей сильнее любых аргументов. Однажды во время заседания московского благотворительного тюремного комитета известный филантроп доктор Фёдор Гааз стал говорить о том, что даже на рецидивистов недопустимо накладывать наказание, превышающее меру их вины. Председательствующий святитель Филарет прервал докладчика.
— Что Вы всё защищаете рецидивистов? Без вины в тюрьму не сажают!
— А как же Христос? Вы забыли о Христе, владыка!
— Вскричал в сердцах доктор Гааз. Все присутствующие опешили. В аудитории установилась тишина. И в этой тишине прозвучал тихий голос митрополита.
— Нет, Фёдор Петрович. Это не я забыл о Христе, когда произносил свои поспешные слова. Это Христос меня покинул.
Открыто признав свою неправоту святитель стяжал уважение всех, кто при этом присутствовал.
5 августа 1867 года в Москве отпраздновали пятидесятилетие служения Филарета в архиерейском сане. Присутствовавший на торжестве поэт Фёдор Тютчев написал о юбиляре так: «Маленький, хрупкий, с глазами, полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал над всем, что происходило вокруг него. Перед своим апофеозом он оставался совершенством простоты и естественности; казалось, он принимает все эти почести только затем, чтобы передать их кому-то другому, чьим случайным представителем он теперь является»
Спустя три месяца митрополит Филарет отошел в вечность, отслужив в день кончины свою последнюю литургию. На похороны святителя собралась вся Москва. Шли дни, месяцы, годы — и люди убеждались, что митрополит не оставил их в своем предстоянии перед Христом. Об этом свидетельствовали многочисленные чудеса, совершавшиеся по молитвам святителю. В 1994 году архиерейский собор Русской православной церкви прославил митрополита Филарета в лике святых.
«Страдания и вера»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева, Алла Митрофанова, а также наш гость — протоиерей Александр Дьяченко — поделились своими личными историями о том, как испытания приблизили к Богу, или как вера помогла преодолеть непростые жизненные ситуации.
Лёгкий крест. Наталья Разувакина
Наша вера радостна. И очень часто — парадоксально радостна! Когда на сторонний материалистический взгляд и радоваться-то нечему, но на душе — светло.
Помню, как впервые оказалась на богослужении в храме Сорока Севастийских Мучеников в Переславле-Залесском. Прихожане запели вместе с хором Символ Веры, а поверх всех голосов вдруг мощно зазвучал сильный и резкий... нет, не вопль, скорее — бессловесный приветственный клич, напоминающий счастливое восклицание годовалого младенца при встрече с любимыми родителями. Прихожане продолжали петь, оглянулась лишь я — новенькая: чей это голос у меня за спиной?
Оказалось — это крупная женщина, в очках и в косыночке, очень непосредственная. Явно за сорок, но по сути она — тот самый младенец. Вечный младенец. Вот и мама с папой рядом, по обе стороны. Им уж за семьдесят. Мать заботливо поправляет на дочери одежду, отец широко крестит своё дитя. Лица у всех троих сияют.
Я хожу в этот храм уже несколько лет, и каждое воскресенье вижу эту семью, неизменно радостную и даже счастливую. Особенно меня восхищают супруги, которые когда-то, много лет назад услышали приговор врачей: ваша дочь никогда не пойдёт в школу, не сможет работать, не выйдет замуж... «Вот крест!» — скажет кто-то сочувственно... А они — улыбчивы, спокойны, очень дружны между собою и наполнены каким-то ровным и сильным светом, не заметить который невозможно.
Я не знаю, насколько долог и труден был их путь к Богу. Я могу лишь наблюдать их сегодня и размышлять, как часто сама закрываю от себя радость богообщения мелкими, стыдными тревогами о будущем. Молитвой прогоняю от себя страх перед гипотетическими бедами — как бы чего не случилось, и особенно бывает страшно за детей. Но ведь это — самое настоящее маловерие!
Как бы чего не случилось... А вот у этой пары — случилось. Такое, что, казалось бы, не дай Бог! Но вот им Бог дал, и они приняли. И сейчас не просто бесстрашны, но радостны.
«Возьми крест свой и следуй за мной» — помните? В этой фразе Христа всё главное, каждое слово. И крест — страдания, тяжесть бытия, нужно именно взять, без ропота. Он твой, конкретно тебе по мерке. Господь чужого креста не даст. А этот крест — во спасение. Для чего ж ещё Отец наш Небесный попускает страдание? И следовать надо за Ним, за Господом, Его дорогой, то есть, жить по заповедям. Всё же дано! И именно следовать, не искать каких-то обходных путей, надеясь на собственную логику.
Всё очень просто, если с Богом. «Бремя моё легко», — сказал Господь наш, Который Сам — и Жизнь, и Любовь. Да разве ж может быть тяжким бремя истинной любви?
И снова воскресная служба, где громче всех поёт «Верую» и «Отче наш» большая странная женщина с сияющей улыбкой. Поёт без слов и мимо нот, как умеет. Она с нами, и мы с нею, и Христос посреди нас.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Кошка Скрипка. Наталья Разувакина
Ничего нового нет для нас в том, что Бог нас слышит. Милует, жалеет, помогает. И всё же помощь Его, приходящая по молитве, ощущается как чудо! Иногда кажется, что жизнь верующего человека чуть ли не из одних таких чудес и состоит... А может быть, не кажется, а так и есть?
Вот недавно звонит мне с работы сын. «Мама, приезжай срочно, пожалуйста! Тут у нас кошка на территории, истощённая предельно, и на морозе! Мне её до конца смены держать негде... Прошу, забери её ко мне домой, в тепло!»
Я привезла несчастное создание в квартиру сына, разглядела, начала кормить... Оказалось, что наголодавшееся животное нуждается в специальном питании и уходе, что кошка старая, своенравная, но в прошлом явно домашняя, воспитанная. И как она оказалась одна на морозе? Может быть, выпала из окна, а может, осталась никому не нужной, потому что её хозяйка ушла в мир иной? Мы разместили фото в интернете, но никто не откликнулся, никто её не искал.
За две недели кошечка начала походить на нормальное ухоженное животное, пришла в себя. Но чего нам это стоило! Работа сына связана с отъездами, его не бывает дома по несколько суток. Я срывалась к его старушке-кошке посреди рабочего дня, варила ей специальную пищу, убирала за ней, плавно переводила на специальный корм... К себе я взять её не могла, у нас три кошки, которые вряд ли примут четвёртую. В итоге Скрипка, так мы назвали новую кошку за скрипучий голос, подолгу находилась одна в помещении. К тому же, в съёмной квартире сына появился неприятный запах, и это вряд ли понравилось бы хозяину жилья. Мы встали перед фактом: кошечку нужно пристраивать не просто в добрые, но в очень заботливые руки.
Легко сказать. Город Переславль-Залесский, в котором мы живём, просто изобилует представителями семейства кошачьих. И мои попытки пристроить кому-то немолодую и не очень здоровую кошку, которой на данный момент и так живётся неплохо, через местных зоозащитников, успехом не увенчались. А тут ещё хозяин квартиры пообещал к сыну в гости наведаться... Что же делать?
Мне подсказали, что можно оставить животное на территории одного из монастырей. Но это вариант мне не нравился. Где гарантия, что кошка выживет? Она привыкла жить в квартире, в тепле, да и кормление ей нужно особое...
В полной растерянности и, в то же время, с горячей надеждой обратилась я к Господу. Встала перед иконой и всю ситуацию рассказала. Хотя Он её, конечно, и так знал. Я попросила сильно-сильно: «Господи, пожалуйста, помоги мне устроить судьбу кошки, чтобы ей было хорошо, и чтобы мне грех на душу не брать! Сам реши, где ей жить, очень тебя прошу!»
И буквально через несколько минут я встретила в соцсети Ирину — доселе незнакомую девушку, которая публикует трогательные стихи о братьях наших меньших. Оказалось, девушка тоже из Переславля. Я рассказала ей историю нашей Скрипки, и она пожелала взять бедную кошку к себе.
Бедную? Нет, счастливицу! Ведь в её судьбу, в том числе по моей просьбе, вмешался Сам Господь! И кошка попала к Ирине — девушке заботливой, ответственной, доброй.
Я передала ей Скрипку вместе с полюбившимся кошке покрывалом и остатками корма. «Что ж, — произнесла Ирина, вглядываясь в кошачью мордочку, — пошли домой!»
Я тоже пошла домой, перекрестив их обеих на прощание.
Бог по милости Своей совершил маленькое чудо. Он рядом, Он слышит, Он помогает. И случаям таким — несть числа...
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение