Шла Вторая Мировая война. Арсений отважно боролся за освобождение родной Греции от фашистских оккупантов. На фронте Арсений был радистом, поэтому воевать с оружием в руках ему не пришлось. И все же он принимал участие во всех военных операциях. Передавая и принимая сообщения прямо на поле боя, под вражескими пулями, Арсений часто рисковал своей жизнью не меньше, чем другие солдаты.
В редкие промежутки между сражениями, Арсений читал Евангелие — оно с самых юных лет было его любимой книгой. Арсений был человеком, глубоко верующим, и уже давно решил, что как только кончится война, поедет на Афон и поселится там в одном из монастырей. А здесь, на фронте, в трудное и непредсказуемое военное время, слова Святого Писания помогали ему не падать духом и не терять надежды. Кроме того, это Евангелие было одной из тех немногих вещей, которые Арсений привез из дома, так что он особенно им дорожил.
Большинство сослуживцев Арсения от веры в Бога были далеки. Но ведь не зря говорят: «В окопах атеистов нет». В один прекрасный день к Арсению подошел незнакомый солдат и, смущаясь, попросил дать почитать Евангелие. Арсений с радостью протянул ему книгу, сказав, что тот может взять ее насовсем. Солдат подарку очень обрадовался, Арсений же был счастлив помочь товарищу таким образом.
Однако очень скоро молодой радист почувствовал, как остро ему не хватает прекрасных, умиротворяющих Евангельских слов! Он, конечно же, нисколько не жалел о подаренной книге, но все чаще и чаще повторял про себя: «Ах, если бы у меня было Евангелие, как бы оно мне помогало!»
Наступил канун Рождества. В воинскую часть привезли посылки, заботливо собранные для солдат теми, кто остался трудиться в тылу. Арсений принялся распаковывать пакет, который вручил ему командир, и когда бумажная обертка соскользнула, остолбенел: в посылке было... Евангелие! Старого издания, с картой Палестины. А сверху лежала записка: «Солдат, если тебе понадобятся еще какие-нибудь книги, пиши, мы пришлём». Арсений не мог поверить в случившееся: из двухсот с лишним посылок, привезенных в часть, та, в которой было Евангелие, досталась именно ему!
Это чудесное событие еще сильнее укрепило веру Арсения и его горячее желание уйти в монастырь. Когда война закончилась, Арсений уехал на Афон, где постригся в монахи, получив новое имя — Паисий.
«Еще до того, как мы сами подумаем о нашей нужде, о ней подумает Бог, и даст нам необходимое. Когда мы радуем Бога своей жизнью, Он подает благословения Своим детям в тот час, когда они им особенно нужны», — говорил он в беседах своим ученикам, имея в виду, конечно, и тот чудесный случай на фронте. А вскоре и весь мир узнал о нём как о великом духовном подвижнике — Паисии Святогорце. Его мудрые советы и сейчас помогают людям изменить жизнь к лучшему.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.