Пересматриваю фотографии из рабочей поездки. На одной из них мы только вышли из операционной. Это был мастер-класс для коллег, мы рассказывали о тонкостях хирургии. А на фото — уже пьем чай после, делаем селфи. Прически у нас изрядно помятые, тушь растеклась под глазами, еле держим осанку, но улыбаемся. Глаза горят! По фото видно, что мы очень уставшие, но счастливые.
Целый день на ногах... Перелет. Разница во времени. Выступление с докладами. Обсуждение разных подходов к лечению, разговор о наших пациентах. Потом мы делимся друг с другом нашими неудачами. Это всегда трепетно и не всегда приятно. За каждой историей стоят жизни людей. Неожиданно для меня, коллега говорит: «Знаешь, а у меня есть помянник. Там записаны имена пациентов, которым не удалось помочь. Я за них молюсь, и мне становится легче».
Я кивнула. Тоже молюсь о своих пациентах. И о здравии тоже.
Потом мы вспоминаем, сколько же раз хотелось все бросить, спать по ночам. Сколько раз силы, казалось, на исходе, но некому было заменить. Такой разговор по душам... И тут моя коллега, говорит:
— А нам ли унывать? Раз уж взялись за этот плуг, не будем оборачиваться.
«Евангельскими цитатами заговорили», — подумала я и улыбнулась.
Помню этот разговор до мельчайших подробностей. Смотрю на фото и понимаю, что всего этого могло не быть, если бы в те моменты, когда хотелось все бросить, Господь не давал бы мне сил снова и снова выбирать медицину.
Профессию служения. Почему?
И тут память снова фрагментами выдает то, ради чего я продолжаю работать.
Помню это дежурство. На часах — третий час ночи. Высунув нос в окно, пытаюсь надышаться свежим морозным воздухом, чтобы были силы работать дальше. Состояние мальчика четырех лет стало быстро ухудшаться. Из веселого жизнерадостного ребенка он превратился в безучастного, который с большой неохотой отвечал на вопросы и дрожал от высокой температуры. Заражение крови. Мы безуспешно подбирали терапию. Пришлось перевести в реанимацию.
С первыми лучами солнца я поднимаюсь к нему на этаж. Смотрю монитор, проверяю назначения, и он открывает глаза. Сонно смотрит на меня и говорит: «О, теть ты! Плечико мне накрой, холодно». И я, конечно, накрываю его. А он переворачивается и спит дальше. Сложно передать словами, какое это счастье! Пришел в себя! Слава Богу!
Вспоминаю ночные тяжелые разговоры с пациентами, которые задают вопросы о жизни, о смерти, о Боге. И я вместе с ними ищу ответы. Особенно заполнился этот разговор:
— Доктор, мне нужно поговорить, мне снятся плохие сны, — тихо, но уверенно начала мама одного из детей, — мне кажется мой ребенок умирает...
Она смотрела на меня очень внимательно, следила за каждым движением моего лица, за мимикой. А я не сразу нашлась, что сказать. Немного подумав, произнесла:
— У нас есть время жить здесь и сейчас и с надеждой смотреть в будущее. Малышу мы поможем. Сделаем все, что в наших силах. Но только Богу известно, сколько мы проживем. Давайте молиться.
На следующий день, эта мама играла с ребенком и улыбалась.
Через страдания и горе, которыми наполнена медицина, мы словно учимся жить «по-настоящему». Учимся говорить «люблю», «скучаю», «жду встречи». Учимся быть искренними, находить время для близких людей и ценить его.
Пациенты, ищущие смысл жизни в борьбе с болезнью, научили меня говорить с ними о Боге и молиться.
А слова из Евангелия, сказанные коллегой на той конференции, укрепили уверенность, что это — мое служение, благословленное Богом. И я сама выбрала это поле и этот плуг. Мы же помним: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».
Автор: Светлана Подлипаева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер