В Петроградском районе Санкт-Петербурга, на улице Стрельнинской, в 2023-м году появился Сквер Слепых Слухачей. Этот уголок Северной столицы было решено назвать так в честь героических участников обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
8 сентября 1941-го года началась блокада Ленинграда. В город на Неве пришёл голод, а вместе с ним — ежедневные массированные артиллерийские обстрелы и воздушные бомбардировки. В таких условиях очень важна была противовоздушная оборона. Радары тогда уже существовали, но широкого применения ещё не получили. Сбивать вражеские самолеты помогали звукоулавливатели. Эти приборы представляли собой систему из огромных труб, которые поворачивались в разные стороны по горизонтали и вертикали. Управляли установкой два человека — через наушники они могли услышать звук приближающегося самолета за много километров, и успевали передать информацию зенитчикам, которые сбивали цель на дальнем расстоянии, предотвращая авиаудар по городу. Операторов звукоулавливателей называли «слухачами». Для этой непростой работы требовались люди с исключительно хорошим слухом. Именно поэтому начальнику политотдела Ленинградской армии ПВО Иосифу Геллеру пришла в голову мысль привлечь к работе на звукоулавливателях незрячих людей. Из художественной литературы он знал, что слепые люди обладают обострённым слухом. Специалисты подтвердили Геллеру, что этот факт доказан и наукой. Около трёхсот незрячих людей в то время трудились в блокадном Ленинграде — мастерили щётки для фронтовых прачечных, плели маскировочные сети. Слепые певцы и музыканты выступали в воинских частях и госпиталях. Когда объявили набор незрячих добровольцев для службы в ПВО, почти все они подали заявления. После строжайшего отбора красноармейцами стали 12 человек из Всероссийского общества слепых.
Слепые слухачи смогли «засекать» цели в воздухе на очень большой дальности и высоте, откуда враг не мог с точностью вести прицельное бомбометание. В результате русские зенитчики эффективно уничтожали фашистскую авиацию. Многие из слухачей за самоотверженную службу были отмечены государственными наградами. Медаль «За боевые заслуги» получил ефрейтор Яков Зобин. В его наградном листе написано: «...В период Великой Отечественной войны служил образцом в выполнении воинского долга перед Родиной». К медали «За боевые заслуги» был представлен и слепой слухач Алексей Бойко. В его наградном листе есть такие строки: «Несмотря на физический недостаток — полную слепоту — по боевой тревоге быстро занимает свое место и всегда даёт точные координаты цели. ...Показывает другим бойцам пример, как надо служить Родине». История ефрейтора Бойко нашла отражение в художественной литературе — он стал прототипом героя повести писателя-фронтовика Виктора Шутова «Я знаю ночь».
В память об этих самоотверженных героях в 2023-м году и был открыт в Санкт-Петербурге сквер Слепых Слухачей. Его проектом предусмотрена установка монумента, посвящённого незрячим героям обороны Ленинграда. Одним из авторов памятника стал слепоглухой скульптор Александр Сильянов, который уже в наши дни явил собой пример несгибаемой силы духа.
Все выпуски программы Открываем историю
- Политехническая выставка 1872 года в Москве
- Латинская Америка и царская Россия
- Могила Неизвестного солдата. Из истории мемориала
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер