Я чистила яблоки для шарлотки и думала... о подвиге. Был вечер пятницы, я только что прочитала правило ко святому причащению, рано утром собиралась в храм. Позади трудная неделя. Работа, подработка, учеба, домашние дела... Утром я с трудом просыпалась и часто не успевала прочитать молитвенное правило. А вечером — вечернее, потому что не было сил. Я устала...
Эта шарлотка была моим маленьким подвигом, я могла её не печь, но яблоки, привезенные с дачи неделю назад, портились, да и к завтраку нужно что-то приготовить. А еще я люблю, когда в доме пахнет выпечкой. Поэтому о своем подвиге я думала без уныния. Радовалась, что в моей жизни есть и дача с яблоками, и работа, и что в эту трудную неделю нашлось время дважды встретиться с подругами, и что мы с сыном каждый день успеваем поговорить по телефону.
А еще я старалась смиряться перед начальником и не спорить с ним, когда очень хотелось. В прошлое воскреснье заквасила для мужа капусту, он ее любит, и старалась каждый вечер встречать его с улыбкой, хотя находились поводы для другого выражнения лица.
Господь помог мне сохранить мирный дух. К окончанию недели я подходила уставшая, но, в целом, довольная собой и жизнью. И думала о том, что всё это — мои маленькие подвиги. Потому что всегда чуть-чуть через не могу, всегда чуть больше, чем позволяют сейчас силы и желание. Наверное, это гордыня, и нужно об этом сказать завтра на исповеди, решила я, заливая нарезанные яблоки тестом. Да и в глазах Господа — разве это все подвиги?
Но, с другой стороны, ведь в слове «подвиг» корень «двиг» — движение. И внутреннее в том числе. Сначала в моей душе, благодаря молитве, рождается искра любви к тем, кто рядом. И хочется что-то сделать для них. Это внутреннее движение рождает поступок — промолчать, улыбнуться, отложить свои дела ради встречи, возиться на кухне вместо сна.
Конечно, есть подвиги совсем другого рода: высокие, жертвенные, поражающие силой духа, глубиной веры. Благодаря трудам равноапостольной Царицы Елены был найден Крест Господень; преподобный Сергий Радонежский основал под Москвой Свято-Троицкий монастырь, будущую Великую Лавру — духовный центр России; святая блаженная Матрона Московская, терпя физическую немощь, служила Богу и людям, дарила им надежду...
Вот это — подвиги с большой буквы. Подвижники, святые, люди определенных профессий, многодетные родители... Таких немало вокруг. Это — пример, ориентир. Но и наши ежедневные скромные шажочки, мне кажется, тоже не стоит обесценивать, если ты идешь в нужном направлении, рука об руку с Богом. Без малого нет большого.
В общем, свою шарлотку я отправляла в духовку с твердым убеждением, пусть и неоригинальным: во всем нужна золотая середина. И в подвигах тоже.
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер