Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Разыскиваются «русские мальчики». Сергей Комаров

* Поделиться

Вспоминал я недавно бурные, трагичные, но по-своему интересные 90-е годы. Как раз время, на которое пришло мое взросление. И думалось: по сравнению с 90-ми, у нас теперь о вере почти не спорят. Отношение к вере поменялось.

А ведь действительно. Бурные дебаты между протестантами и православными, между христианами и представителями иных религиозных движений, гремевшие в 90-х и начале 2000-х, как-то постепенно затихли. Пропала куда-то задорная молодежь с Библией в руках, останавливающая людей на улице с вопросом «верите ли вы в Бога?». После огромного всплеска интереса к религии и всему духовному вообще, наступило усталое затишье. Все разбрелись по своим углам и как-то успокоились.

Перевелись в том числе интеллигентские «споры на кухне». Возможно, они ушли в соцсети, сделались виртуальными, — но при этом очень потеряли в качестве. Ты уже не говоришь с человеком в полном смысле — не видишь его глаз, не слышишь его голоса, не чувствуешь его как собеседника. Да и сами споры строятся, как правило, по одной схеме: я думаю так-то, а если ты не согласен, мне все равно. Чуть что, отписка или бан. Вот и весь диалог.

Вспоминаются «русские мальчики» Достоевского, спорящие в трактирах о Боге. Есть ли сегодня они? Когда Иван говорит Алеше: «Ты вот скажи мне, есть Бог или нет?»

У нас сейчас так: тот, кто определился с мировоззрением, обстреливает другого со своих насиженных позиций. Остальным по большому счету все равно. Вот это массовое равнодушие и огорчает. Споры о вере иссякли, но общество не воцерковилось. И православных людей, которые исповедуются и причащаются, читают Евангелие и стараются жить по заповедям, все еще очень мало. По крайней мере, для многомиллионной России их должно быть в разы больше. Но, увы, всеобщего возврата к вере отцов не произошло.

Да, христианство никогда не мерялось количеством. Настоящие христиане всегда образуют малое стадо, согласно Евангелию. Но все же для таких огромных стран даже малое стадо должно быть большим, нежели сейчас.

Существует некая критическая грань количества, за которую нельзя преступать.

Как в разговоре Авраама с Богом о судьбе Содома. Авраам, узнав о готовящемся разрушении города, торгуется с Господом: «Разве погубишь всех жителей, если там найдется 50 праведников?» Бог отвечает: «Не погублю». Авраам продолжает просить: «А если 45?» Торг продолжается и доходит до 10, затем Бог прекращает разговор. Получается, есть некий минимум служащих Богу людей, за чертой которого уже бывает суд и наказание для всего общества. Число верующих в Бога должно находиться хоть в какой-то значимой пропорции с общим числом населения — иначе бывает беда. И в этом смысле равнодушие к вере есть наш главный враг, подрубающий под корень любые наши достижения. Потому что «без Бога не до порога».

Но что сделаешь, коль так. Остается болеть сердцем, переживать. Молиться, конечно. Чтобы Бог всех нас верить научил. Я очень хочу, чтобы Церковь вновь стала душой России, чтобы богатырь получил былую духовную силу. И знаю, что я в этом желании не один. И, чем нас будет больше, тем больше надежды, что это все сбудется.

Автор: Сергей Комаров


Все выпуски программы Частное мнение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем