
Как вы думаете, можно ли человеческим гневом... прославлять Бога? Представьте себе — можно, да ещё как! Давайте послушаем 75-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем над содержанием этого псалма.
Псалом 75.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетённых земли.
11И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
Прозвучавший 75-й псалом приписывается некоему Асафу, певцу-левиту, то есть священнику, и предводителю хора в эпоху Давида (согласно 1 Пар 6:39; 25:1). В церковнославянском подзаголовке этого псалма встречается формулировка «песнь ко ассирианину», указывающая на исторический фон победы Божией над ассирийским войском — это может быть отсылкой к чудесному поражению армии царя Сеннахирима при Иерусалиме во дни царя Езекии (см. 4 Цар.) Псалом воспевает Бога как победителя врагов, близость Бога еврейскому народу и была главным залогом тех вдохновенных побед, о которых повествуют книги Библии.
Но мне хотелось бы остановиться на одном лишь стихе — 11-м — который вот как звучит на церковнославянском: «Яко помышление человеческое исповестся тебе, и останок помышления празднует ти». В Синодальном переводе звучит так: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь». Понятно, что вообще ничего не понятно — давайте разбираться.
Как гнев — который, вообще-то, является одной из страстей! — может «обратиться во славу Бога»?
Гнев, ярость, негодование, острое недовольство — практически тождественные понятия. В еврейском языке חֵמָה (хема) — это «жар», «яд», «ярость», «гнев», «пыл», «негодование». Некоторые филологи утверждают, что этимология этого слова восходит к значению «фыркать», «шумно выдыхать через нос», из которого развились в дальнейшем и слово «нос», и слово «гнев».
В древнегреческом языке слово θυμός — означает «дыхание», «жизненная сила», «душа», «сердце», «внутреннее чувство», «страсть», «порыв», «гнев», «ярость». Считается, что оно восходит к праиндоевропейскому корню со значением «дышать», «испускать пар/дым» (*dhu-), что позднее метафорически перешло в сферу эмоционального «закипания», «вспыхивания» (как пар или дым изнутри). Можно сравнить с латинским «fumus» — или русским «дым».
Таким образом, в самом слове θυμός есть семантический сдвиг от «дыхание, пар» к «душевное волнение, вспыльчивость, страсть» — и практически то же самое мы видим и в еврейском слове «хема».
Что же получается? На мой взгляд, очень интересно: для человека совершенно естественно, как и дышать, — гневаться, яростно, эмоционально заряжённо реагировать — и дальше — самое интересное: на что? Здесь-то и кроется ключик к нашему вопросу о том, как можно гневом славить Бога: глубинная реакция на всё недолжное, греховное, дурное в виде яростного отвращения, пылкого негодования и есть единственно правильное употребление гнева, приятное Богу! Бог смотрит на нас и видит нас не механическими автоматами, способными только воспроизводить вложенную в них программу — но как на живых, свободных Его детей — и Ему очень радостно, когда мы на всё неправильное реагируем не безразлично, но горячо и откровенно!
Псалом 75. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 75. (Церковно-славянский перевод)
Забыть себя. Светлана Чехова

Одно из самых больших моих открытий — Бог помогает тогда, когда мы забываем про себя. Своим эгоизмом мы не даем Ему действовать в нашей жизни. Бесконечно думаем о себе, своих проблемах и печалях, молим Бога о себе несчастном и сокрушаемся, когда не получаем просимое. Но стоит отвлечься от себя, начать служить людям и Богу, как тут же Господь входит в жизнь и дает тебе больше, чем ты просил. Но что самое интересное, тебе это уже и не так нужно, ты становишься счастливым и без того, о чем ты так грезил и переживал.
Мне было 18 лет. Я очень хотела выйти замуж. Не просто очень хотела, а так сильно, что невозможно было больше терпеть оставаться в статусе незамужней. Счастье я видела лишь в этом, грезила, мечтала. И это же было причиной моих глубоких страданий.
Поняв, что в 18 лет моя жизнь закончилась, потому что не нашелся «тот самый он», я решила сконцентрироваться на работе и благотворительной деятельности. Устроилась в несколько благотворительных фондов и начала помогать старикам, бездомным, сиротам. Каждое утро приносила на работу сотрудникам конфетки, чтобы задать хорошее настроение на целый день. С вечера заходила в сладкую лавку рядом с домом и старательно выбирала, чем бы порадовать коллег. Иногда на последние деньги, но что интересно, на следующий день деньги все равно откуда-то приходили, и я ни в чем не нуждалась.
Покупала цветы на улице, дарила прохожим. Вела дневник, куда обязательно нужно было вписать 1 доброе дело, сделанное за день. Ходила в храм. Начинала и заканчивала день с молитвы. Тогда мне казалось, что я делаю все сама, но сейчас понимаю, что Господь по своей милости давал мне силы и возможность жить так.
Когда я решала проблемы других людей, мои собственные решались сами собой. На работе меня быстро повысили до начальника отдела, не смотря на мой юный возраст. Появилось очень много друзей, знакомых.
За мной ухаживали трое прекрасных молодых людей: писали стихи, дарили цветы и подарки, приглашали на свидания, но мне было уже не до этого: то в детский дом нужно ехать устраивать праздник, то в святое место помолиться, то посылки заключенным отправлять.
Тут уже я задумалась и решила, что пусть Господь все управит. И Он управил. Не прошло и года, как я вышла замуж. Как только я немного отлепилась от себя, начала исправлять свою жизнь и сердце, Господь подарил мне столько, сколько я и не просила и даже не могла представить, что такое возможно в моей маленькой жизни. Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност говорил: «Спасти себя — это значит забыть о себе, вспомнить о Боге, вспомнить о своем ближнем». Помоги нам Господи усвоить эту простую истину.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
«Там, где мы есть»

Фото: Davide Cantelli / Unsplash
В библиотеку мне совсем не хотелось. На улице — тёплые, солнечные деньки, и так здорово гулять по городу, смотреть, как полыхает на солнце разноцветное пламя в кронах деревьев — жёлтое, красное, рыжее. Но завтра важный зачёт. И поэтому я не буду сегодня бродить по осенним проспектам и ловить падающие кленовые листья. А проведу день в полумраке читального зала.
Библиотека встречает тишиной. Я взяла свои книги, села за стол, включила лампу. Ещё раз со вздохом взглянула в окно на яркий день. Ну почему я сейчас не там?! Открываю объёмный том. Что это? Какая-то бумажка между страниц. Сложенный вдвое листок бумаги. Наверно, чья-то закладка. Листок старый, пожелтевший, кое-где помятый. Кажется, на нём что-то написано. С любопытством разворачиваю. Красивым, ровным почерком, на листке выведены слова: «Хорошо там, где мы есть».
Откладываю листок в сторону. Тоже мне, откровение! Ну чего хорошего в том, что я сейчас сижу в библиотеке, вместо того, чтобы наслаждаться последним, может быть, тёплым днём?.. А вдруг... Вдруг прав тот, кто это написал? Ведь я же тут не просто так. Я готовлюсь к зачёту. Сдам его, и в выходные буду спокойно гулять, а не готовиться к пересдаче. Значит, хорошо, что я здесь!
Улыбаюсь и успокаиваюсь. Открываю нужную страницу, а закладку возвращаю на место. Вдруг ещё кому-нибудь пригодится?
Текст Анны Покровской читает Лариса Брохман.
Все выпуски программы Утро в прозе
23 февраля. О приготовлении к Великому посту и предстоянии перед Богом

Сегодня 23 февраля. Неделя о Страшном Суде.
О приготовлении к Великому посту и предстоянии перед Богом — игумен Лука (Степанов).
Многие не знают этого названия, последней перед Великим постом недели, а знают только, что это Масленица, время веселья, развлечения, катания, гадания. А надо бы помнить, что эта неделя в церкви как раз именуется неделей о страшном суде. Это период, когда заканчивается время и начинается вечность. А время, нам знакомое, начнется уже с грехопадения Адама, с следующего воскресения, изгнания из рая и уже в течение времени так, как нам оно знакомо по нашей с вами жизни. Так что, это самая сырная неделя, сплошная седмица, но в которую уже не вкушается мясная пища. Есть время созерцания своего предстояния перед лицом Божьим. В вечности — это богослужения, которые уже имеют вид и интонации Великого поста. На этой седмице уже начинается чтение молитвы Ефрема Сирина с коленопреклонениями накануне среды и пятницы. Это особо потрясающее всякую душу христианскую свидетельство Евангелия о том, как неумытный суд Господень будет для каждого несомненной реальностью.
Все выпуски программы Актуальная тема