Протоиерей Григорий Дьяченко, богослов и духовный писатель конца 19 — начала 20 века известен как составитель назидательных сборников. Статьи из церковной и светской прессы того периода, выдержки из святоотеческого наследия, рассказы известных писателей отец Григорий внимательно изучал и тематически систематизировал. Огромной популярностью по сей день пользуется сборник, составленный протоиереем Григорием Дьяченко под названием «Искра Божия» — уникальное духовно-просветительское пособие для девочек.
В отечественной педагогике эта книга стала «первой ласточкой» воспитательной литературы, предназначенной именно для юных барышень — в предисловии к сборнику автор особо подчёркивает этот факт. Девочкам нужно с юных лет прививать любовь к домашнему очагу и хозяйству, чтобы воспитать в них здравые понятия о будущей стезе матери, жены и хозяйки дома, — считает отец Григорий Дьяченко. И делать это желательно не формально. А так, чтобы главные женские добродетели — материнская любовь, милосердие, сострадание, нежность и кротость — естественным образом зарождались в самом сердце будущих хранительниц семейного очага. В этом, считает протоиерей Григорий Дьяченко, могут помочь простые, живые, душевные примеры, иллюстрирующие высокое предназначении женщины. Именно из таких и состоит сборник для девочек «Искра Божия».
Биографические и публицистические очерки, произведения художественной литературы, сказки и пословицы народов мира приоткрывают читателям самые светлые стороны, присущие женской натуре. «Аленький цветочек» Аксакова, «Девочка со спичками» Андерсена, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина, отрывки из Гофмана, Немировича-Данченко, Мельникова-Печерского ждут нас на страницах книги. Мы вдохновимся рассказами о самоотверженном служении ближнему сестёр милосердия Флоренс Найтингейл и Кейт Марсден, основательницы Спасо-Бородинского монастыря Маргариты Тучковой, благотворительницы, баронессы Юлии Вревской. Истории святых женщин — равноапостольной Марии Магдалины, великомученицы Варвары, преподобной княжны Ефросинии Полоцкой станут яркими примерами служения и преданности Богу. Разнообразный, динамичный и познавательный материал на страницах сборника «Искра Божия» окажется полезным не только целевой аудитории — девочкам и девушкам — но и самому широкому кругу читателей всех возрастов. Автор-составитель сборника, протоиерей Григорий Дьяченко выражает надежду на то, что семена добра, истины и красоты, рассеянные по рассказам в этой книге, попадут на благодатную почву душ и сердец, возрастут на ней и приумножатся.
Все выпуски программы Литературный навигатор
18 октября. О личности и творчестве Юрия Тынянова
Сегодня 18 октября. В этот день в 1894 году родился писатель и литературовед Юрий Тынянов.
О его личности и творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер