Пророки, жившие в далёкие ветхозаветные времена, восхищают нас непоколебимой верой в Бога и беззаветным служением людям.
Сегодня мы говорим о пророке Данииле и стихотворении Николая Языкова «Даниил».
Место действия — древний город Вавилон (на территории современного Ирака).
Время действия — VI век до Рождества Христова.
В 586 году до Рождества Христова армия вавилонского царя Навуходоносора завоевала и разграбила Иерусалим, уведя с собой много пленных. Из библейской «Книги пророка Даниила» известно, что среди попавших в вавилонский плен иудеев был юноша из знатного рода Даниил и трое его друзей — Анания, Мисаил и Азария.
На чужбине молодых людей сделали слугами в царском дворце, но обратить в языческую веру их оказалось невозможно. Даниил с друзьями наотрез отказывались от участия в магических обрядах, не ели пищу, которая у евреев считалась нечистой, избегали местных праздников.
Вот как передаёт поэт Николай Языков в стихотворении «Даниил» умонастроение древних евреев, оказавшихся в вавилонском плену.
В дни плена, полные печали,
На вавилонских берегах
Среди врагов мы восседали
В молчанье горьком и слезах;
Там вопрошали нас тираны,
Почто мы плачем и грустим.
«Возьмите гусли и тимпаны
И пойте ваш Ерусалим».
Нет! Свято нам воспоминанье
О славной родине своей;
Мы не дадим на посмеянье
Высоких песен прошлых дней!
Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и толковать сны. Пройдут годы — и Даниил станет великим пророком и чудотворцем. Его советов будут слушаться вавилонский царь Навуходоносор и пять его преемников, а после покорения Вавилона персами — персидские цари Дарий и Кир.
Из написанной пророком Даниилом книги, которая вошла в Ветхий Завет, известно, что пророк предсказал неминуемую гибель Нововавилонского царства, расценивая это как Божье возмездие за разрушение Иерусалима.
Вот как звучит предсказание святого пророка Даниила в стихотворении Николая Языкова «Даниил».
Блажен, кто смелою десницей
Оковы плена сокрушит,
Кто плач Израиля сторицей
На притеснителях отмстит!
Святой пророк Даниил умер на чужбине, но он знал, что придёт день, когда его соплеменники обретут долгожданную свободу и вернутся домой. Это произошло во времена правления персидского царя Кира.
Древние евреи выдержали испытание семидесятилетним пленом, сумев сохранить на чужбине свою веру традиции и культуру.
Вот как описывает Николай Языков в стихотворении «Даниил» верность евреев своим национальным песнопениям, как образно называет их поэт — «песням предков».
Да, они прекрасны,
В них ум и звук любимых стран!
Порвитесь, струны сладкогласны,
Разбейся, звонкий мой тимпан!
Окаменей язык лукавый,
Когда забуду грусть мою,
И песнь отечественной славы
Её губителям спою.
Русский поэт Николай Михайлович Языков был современником Пушкина и Гоголя, высоко ценивших его поэтическое дарование.
Гоголь, к примеру, написал в одном из писем: «Имя Языков пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким конём своим»...
В зрелые годы Николай Михайлович сблизился со славянофилами, как называли патриотически настроенную группу философов, писателей и общественных деятелей XIX века. Славянофилы верили в особый, самобытный путь развития России и выступали против слепого подражания Западу.
Стихотворение Николая Языкова «Даниил», по сути, является поэтическим памфлетом, призывающим к сохранению национальной самобытности. Поэт напомнил русской читающей публике историю ветхозаветного пророка Даниила, который на все времена является примером непоколебимой веры и патриотизма. И для нас с вами тоже.
Все выпуски программы Прообразы
«Истории слушателей»
Эта программа посвящена 10-летию Радио ВЕРА.
Ведущие Радио ВЕРА Алла Митрофанова, Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева и Константин Мацан поделились самыми яркими и удивительными историями наших слушателей.
Ведущие: Алла Митрофанова, Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева, Константин Мацан
Все выпуски программы Светлые истории
«Молитвой очищаю зрение веры моей»
Молитвой очищаю зрение веры моей, чтобы не потерять во мгле Тебя, Звезда моя Светлейшая.
«Для чего Богу молитва твоя?» — спрашивают меня рабы земли.
Истину глаголете, сыновья земные. Для чего Полярной звезде бинокль мореплавателя, если видит она без бинокля? И не спрашивайте меня, если уж знаете, зачем мореплавателю бинокль.
Молитва мне нужна, чтобы мне не потерять из вида звезду спасительную, а не затем, чтобы ей не потерять меня.
Что сталось бы с внутренним зрением моим, если бы не упражнялся я в молитве?
Не упражняются ли упорно воины земные, чтобы видеть острее далекие предметы?
Не упражняются ли ткачи шёлка, чтобы различать нити тончайшие?
Как же не упражнять мне зрение веры моей, чтобы видело острее единственное сокровище моё?
Уловленный иллюзиями в сеть, едва нашел я малую лазейку на свободу, неужели потеряю её из вида?
Запомните, спутники мои, высока цена Боговидения. Вы, богатствами жертвующие, чтобы видеть роскошь экватора и северного сияния, приготовьтесь дать большую плату за созерцание Того, по сравнению с которым, роскошь экватора — нищета, а сияние севера — свеча сальная.
Если же всю свою жизнь за лицезрение Его дадите, знайте — дали вы лишь мелкую монету. Но милосерден Он и благ и не требует от вас сверх сего.
Вы, тело упражняющие, не забывающее об упражнениях рук, ног, головы и шеи, разве вы — мыслящие существа, вы, самураи? Мыслящие ли вы существа, если считаете, что ваша вера в Бога станет и останется зрячей без упражнения?
Всё Небо звёздное, видевшее опыт отцов ваших, свидетель мне, что ослепнет вера ваша, если и прозреет вдруг когда-нибудь. И взамен сокровища потерянного останется одно название ложное
На три дня завяжите глаза свои и увидите, как режет их свет солнечный. На три часа прервите связь с Богом, и почувствуете, как больно снова видеть свет Его.
Спрашиваете меня, сколько длится молитва моя? Поймёте ли, если отвечу — молитва моя дольше дней моих? Ибо своей молитвой я и вашу веру упражнять должен, и открывать глаза её, и являть ей видение и Виденного. Воистину, молитвой своей и свои и ваши дни наполняю.
Непрестанно совершаю каждение вере своей, чтобы не ослепили её образы земные.
Непрестанно призываю все круги ангельские укрепить меня в молитве вечной своей молитвенностью, чтобы удостоится узреть ту Славу и Красоту, Которые в полноте открыты зрению их.
О, спутники мои, как величественно видение веры! Клянусь вам, если бы это ведали, молитва ваша ни отдыха, ни края бы не знала.
Розы для жены. Наталья Разувакина
«Жена да боится мужа своего». Когда я встречаю эту фразу апостола Павла, то вспоминаю одну женщину, Светлану. Мы с ней познакомились в крошечной поселковой гостинице на Дальнем Востоке. Разговорились перед сном в полутёмной комнате с дощатыми стенами и низким потолком. Светлана была с восьмилетней дочкой, которая быстро уснула. Они приехали из леспромхоза посетить поликлинику. Я же впервые в жизни находилась в командировке, на первой студенческой практике. Соседка рассказывала о такой для меня диковинной жизни в лесу. Но особенно меня поразило, что у нее десять детей! А муж постоянно на работе, валит деревья. Дома чаще всего просто отсыпается. С какой же нежностью говорила о нём Светлана! А я посочувствовала: многодетный быт ох как нелёгок, трудно ей! На что моя собеседница возразила: «Что ты! Мужчине трудней. Ему же за всех за нас отвечать! Потому и жалею его, и перечить-то ему не хочется!»
Мне, 17-летней городской девушке, воспитанной атеистически, было совершенно непонятно, перед кем, в отличие от женщин, несёт ответ мужчина, да и за что. И почему же ему не перечить, не возразить иногда, ведь муж родной! Только слово «жалею» я поняла тогда верно. В народе глагол «жалеть» иногда употребляется как синоним слову «любить», и говорила Светлана о муже именно с любовью. И мне советовала: «Выйдешь замуж, Наташа, мужу не перечь. Даже если видишь, что не прав он. Смолчи, послушайся. А там, глядишь, и прав окажется!..»
Вспоминая ту встречу сейчас, через много лет, понимаю, что Господь мне дал живую иллюстрацию к Писанию. И семья Светланы наверняка была верующей, иначе о какой ответственности мужа шла речь, перед кем? Апостол же в своем послании обращается в основном к мужьям, призывает их любить своих жён, как свои тела. А о женах сказано, что уважать они мужей должны, ведь «да убоится» — это и означает «да уважает!» В ответ на любовь. В том, что Светлана — жена любимая, сомнений быть не могло... Покой от неё шёл и внутренний свет.
Это редкость, ведь в современных семьях так часто правит система взаимозачётов вместо любви. Павел же говорит именно о любви! Муж и жена становятся в браке единой плотью. У мужа по отношению к жене — любовь-ответственность, а у жены — любовь-послушание. Разве не страшно руке не послушаться головы, если голова сигналит: не лезь в огонь, обожжёшься? И одеться телу потеплее тоже голова советует, она уже на градусник за окном посмотрела! И разве не понятно, кто главнее в этой единой плоти? Из самого слова следует: главнее — го-лов-нее! Глава семьи — мужчина. Как же телу голову не почитать, не уважать?
«Никогда мужу не перечь!» — сказала мне Светлана, будто напутствуя на будущее.
Мой муж трудится совсем не в леспромхозе, и детей у нас не десять, и важные решения чаще всего принимаем вместе. Но у мужа есть право решать одному, а у меня есть радость смириться перед этим правом. Радость, потому что хуже не будет точно. Радость, потому что доверяю. И потому что тем самым исполняю закон Христов.
Интересно, что это работает даже в мелочах. Вот вышли мы из дому на вечернюю службу. А в Переславле-Залесском живём недавно, не все пути-дороги знаем. «Давай вот так пойдём, так короче!» — предлагает муж и уже шагает по новой тропинке, ведёт меня какими-то дворами... Я следую, как нитка за иголкой, хотя сильно сомневаюсь, что мы сокращаем путь. И даже на ходу карту в телефоне открыла: точно, так длиннее! Но молчу: зачем перечить? Запас времени есть, а новая дорога — отлично, разнообразие!
Мы поворачиваем за угол и оба замираем от неожиданности: перед нами розарий! Розы мелкими звёздными букетиками и огромными яркими салютами, самых разных цветов и оттенков, да так много! Просто во дворе пятиэтажки растут, не за забором. Подходи, любуйся, вдыхай аромат.
Да, муж не стал бы спорить, если бы я показала ему карту в телефоне. И мы пошли бы привычным путём. В другой день я бы так и сделала, я не идеальная жена, порой и настаиваю на своём. Но вот тут не стала. И пожалуйста — розы!..
Это был подарок от Господа по дороге в храм. Мне. Я в тот день очень правильно мужа боялась!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение