«Идите, научите все народы» — повелел Христос Церкви.
Евангелие должно быть проповедано «во всех народах». Кем проповедано? — Церковью. То есть нами. Церковь — это не только духовенство, но все мы.
А проповедь — это слово о Боге. «Как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?». «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» — пишет апостол Павел.
Часто встречается такое мнение: не надо никому ничего говорить, надо проповедовать самой жизнью. Дескать, если будешь жить по-христиански, люди проникнутся твоим примером и придут в Церковь.
Я и сам когда-то так думал, но со временем понял недостаточность, а потому и ложность этого тезиса для нашего времени.
То, что христианину надо жить по-христиански, очевидно. Заповеди Божии надо исполнять не только проповеднику, но и любому верующему. Исполнение заповедей — это христианская норма. И — да, в какой-то мере праведная жизнь есть проповедь.
Но христианство — религия Логоса, религия Слова. Наш Бог — проповедник. И Он дал Церкви заповедь: проповедовать Евангелие словом! Без словесной проповеди христианства нет. Христос постоянно говорил с людьми.
Действительно, в житиях святых бывало так, что подвижники обращали в христианство одним своим видом. Но можем ли мы перенести этот принцип на нас?
Думаю, никто из нас не достиг такого уровня святости, чтобы так обращать людей в Православие.
Никого сегодня не занимает, как живет его сосед или коллега по работе. Люди обособленны, занимаются только собой. Общинного быта, в котором люди живут, как в некой большой семье, давно у нас нет.
Любой культурный человек сегодня умеет быть «хорошим». Сколько было историй, когда ловили опасных маньяков, и оказывалось, что на работе, на виду у всех они прекрасные, чудеснейшие люди.
Вот работал я недавно в одном светском офисе. Там все люди хорошие и порядочные. А чтобы понять, кто христианин а кто нет — надо об этом ПОГОВОРИТЬ. И, чтобы заинтересовать кого-то чем-то, надо ПОГОВОРИТЬ.
Двигает людьми слово. И оно должно быть произнесено. Кем? Нами, церковными людьми. Пока не прозвучит слово веры, никто с места не сдвинется.
А пока у нас выходит так, что постоянно упоминаемая модель «проповедуй жизнью» превращается в оправдание нашей лени и равнодушия. Мы и не живем подлинно по-христиански, и никому ничего о вере не говорим.
Жить надо по-христиански, да. Но находить время, случай, такт сказать слово о вере! Этого ждет от нас Господь.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.