Историки называют монахов-бенедиктинцев аристократами Средневековой Европы: их вклад в просвещение, развитие наук и искусства был огромен. Все бенедиктинские монастыри жили по уставу святого Бенедикта Нурсийского — это один из самых почитаемых в Европе святых.
Сегодня мы говорим о преподобном Бенедикте Нурсийском и произведении Петра Дамиани «На вечерне. Гимн святому Бенедикту».
Место действия — монастырь Монте-Кассино в Италии.
Время действия — первая половина VI века по Рождестве Христовом.
Имя святого Бенедикта воспето во многих средневековых поэтических гимнах, которые исполнялись в монастырях во время богослужений — вот как один из них звучит у автора X века Петра Дамиани.
Дольний прах презрев, воспаряя к звёздам,
Ты призвал к вере многим родиться.
И сосуд разбитый, призвавши Бога,
Целым содеял.
В малом теле могучую мощь являя,
Ты несешь труды, побеждаешь старость.
Всей душой ревнуешь о строгом долге
Жизни уставной.
Средневековым монахам не нужно было объяснять, почему в гимне речь идет о некоем разбитом сосуде и «жизни уставной». Это хорошо известно из жития преподобного Бенедикта Нурсийского.
Святой Бенедикт родился в 480 году в небольшом итальянском городке Нурсия в горах Умбрии (сейчас это город Норча неподалеку от Перуджи). Родители отправили его учиться в Рим, но Бенедикт, с детства мечтавший о монашеской жизни, вскоре покинул столицу и ушел в горы вести отшельническую жизнь. Позже его позвали возглавить небольшую монашескую общину. Бенедикт согласился, но с условием, что братия будет жить по уставу, суть которого можно изложить в двух словах: молись и трудись. Монахам не понравилась строгая жизнь, они задумали отравить нового настоятеля и подмешали ему яд в вино.
Прежде чем поднести питье к губам, Бенедикт, по своему обыкновению, его перекрестил, и глиняная чаша в его руках рассыпалась на куски. Испуганная братия призналась в своем преступлении... Об этом разбитом сосуде, который после чудесным образом снова стал целым, поется в гимне Петра Дамиани.
Впоследствии святой Бенедикт основал на горе близ итальянского города Кассино знаменитый монастырь Монте-Кассино, и написал устав монашеской жизни, по которому жили монахи всей средневековой Европы.
Известны многочисленные чудеса преподобного Бенедикта Нурсийского: он молитвой исцелял больных, предвидел будущее и даже воскрешал мертвых.
Отрока, что был погребён обвалом,
Ты, возвысив глас, воскресил молитвой,
Чувства во плоти, как и плоть во здравье
Восстановляя.
У преподобного Бенедикта была родная сестра по имени Схоластика. Подражая подвигам брата, она основала женский монастырь, и ежегодно приходила в Монте-Кассино навестить Бенедикта.
Брат и сестра скончались в 547 году. Преподобный Бенедикт завещал похоронить себя в одной могиле со Схоластикой.
В образе святом голубицы мирной
Сестрину ты зреть удостоен душу,
Возлетевшую до верховных высей
Звёздного круга.
Так и сам, победу стяжав над миром
И окончив брань, ты восходишь к небу,
По стезе, горящей огнём созвездий,
Шествуя дивно.
Автор прозвучавшего средневекового гимна — Петр Дамиани — был одним из самых образованных людей раннего итальянского средневековья. Он посвятил много времени изучению Священного Писания, переводил на латынь жития раннехристианских святых, сочинял церковные песнопения.
Еще в молодые годы Петр Дамиани принял монашество в бенедиктинском монастыре Фонте-Авеллан неподалеку от итальянского города Губби, где потом тридцать лет был настоятелем. В стенах этого монастыря нередко звучало сочинение Дамиани, которое дошло до наших дней под названием: «На вечерне. Гимн святому Бенедикту».
Гимн Петра Дамиани в нашей программе прозвучал в переводе Сергея Аверинцева.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова