В конце девятнадцатого века украинскому селу Иза, входившему тогда в состав Австро-Венгрии, суждено было стать мощным центром православия в Закарпатье. Его притесняемые правительством жители неоднократно предпринимали попытки вернуться в Православие из навязанного властями униатства, суть которого сводится к признанию власти Папы Римского и католических догматов при сохранении православных обрядов. Ценой этих попыток были гонения, которые, однако, не могли сломить людей.
Особую страницу в эту борьбу вписал преподобный Алексий (Кабалюк). Происходя из униатской семьи, он с юного возраста чувствовал тягу к православной вере. Ему удалось совершить поездку из Австро-Венгрии в Россию и прикоснуться к великим святыням.
Народ Закарпатья в то время остро нуждался в православных священниках, и в 1911 году в России отец Алексий принял священный сан, чтобы стать духовным отцом для своего народа — закарпатских русинов.
Его возвращение в родные места принесло православным едва ли не пасхальную радость. В селе Иза на богослужение собралось несколько тысяч человек, одних причастников была целая тысяча!
Почти не зная отдыха, отец Алексий крестил детей, венчал молодожёнов, ежедневно служил литургию. Происходящее в Изе всколыхнуло и другие сёла, так что вскоре после проповеди отца Алексия около 14 тысяч человек вернулись из униатства в православие.
Священника разыскивали австро-венгерские жандармы, так что он был вынужден ходить в светской одежде и пробираться глухими дорогами в разные сёла. Его помощники помогали доставлять туда разобранный походный храм, так как в захваченных униатами церквях служить было невозможно.
Постоянные преследования вынудили отца Алексия на какое-то время уехать из Закарпатья. Но уже в 1913 году, узнав о начатом вследствие его деятельности судебном процессе против православных, отец Алексий добровольно вернулся в Австро-Венгрию, чтобы разделить всю тяжесть испытаний со своими духовными детьми.
…Обстановка в зале суда была накалена. Государственный прокурор обвинил отца Алексия и с ним ещё 94 человека, в основном простых крестьян, в государственной измене и подготовке присоединения закарпатских земель к России.
В своей последней речи отец Алексий категорически опроверг все эти обвинения:
— Я… ничего не делал против отечества. Всё то, что мы совершали, делали во имя религии, а потому в этом деле последнее слово скажет Христос… Если нам придётся страдать, мы будем страдать за святое дело…
После этих слов раздался плач и крики присутствующих, многие из которых пришли поддержать отца Алексия и других православных обвиняемых. Но повлиять на суд уже было невозможно. Отец Алексий был приговорён к четырём с половиной годам тюрьмы.
После заключения он вернулся в ставшее для него родным село Иза, где в 1921 году основал Свято-Никольский монастырь. В том же году священник инициировал собор православных христиан Закарпатья, которые образовали Карпаторусскую Православную Церковь в составе Сербского патриархата.
Всю оставшуюся долгую жизнь отец Алексий провёл в селе Иза, ведя борьбу за сохранение православия и пользуясь огромным авторитетом среди православных христиан Закарпатья. Он внёс огромный вклад в присоединение в 1944 году карпатских христиан к Русской Православной Церкви.ё
Скончался отец Алексий в 1947 году глубоким старцем. В 2001 году он был прославлен в лике святых.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова