Праздные разговоры ведут люди, отпавшие от Тебя, Мудрость моя. Безверие о делах рассуждает, о вере бездельники.
И всякий высмеивает то, чего не имеет, а то, что имеет до небес превозносит.
Пока Ты, Господи, наполняешь мой дом дыханием Своим животворящим, забываю спросить Тебя: что важнее — дела или вера? Если же оскорбляю Тебя и отпадаю от Тебя, присоединяюсь к разговорам праздным и жарко то одну, то другую сторону поддерживаю.
Ибо без Тебя я — флюгер на печной трубе, каждому ветру вторящий. Когда поднимется ветер веры в душе моей, вторю тем, кто оставил дела и стоит за веру; когда колыхнётся во мне ветер делания — тем, кто веру оставил и стоит за дела. Но в присутствии Твоём всесмиряющем не бывает ветров, колебаний и разделения вещей. Не чувствую тогда веры и дел не вижу, Тебя лишь одного вижу и чувствую. Поистине, Ты — не вера моя, Ты — видение моё. И Ты — не моё делание, но я — Твоё делание. И вновь говорю: не Ты моя вера, а я вера Твоя и Твоё доверие.
И говорю празднословящим: имеющий веру правую в Бога Живого, тот возлюбил молчание. И делающий правое дело Божие, тот охотнее молчит. Создавший веру себе из своего вымысла, тот спорит о вере. И делающий от себя восхваляет дела свои.
У человека веры на душе тишина глубокая, глубже дна морского. Ибо Мудрость Божия рождается и обитает в тишине глубокой.
У делателя дела Божия — глубокое молчание на языке, глубже молчания металла в недрах горы. Ибо делатель дела Божия прислушивается к приказам и исполняет их, и снова прислушивается, и некогда говорить ему.
Говорю в дела верующим: разве молитва моя — не делание и переделывание себя самого? Не во мне ли весь мир от сотворения и до конца времён, вся нищета и нечистота его? Воистину, несмь без дела, когда обливаюсь потом и слезами в молитве, несу я тяжкий крест милостыни нищим души моей и врачевания больных её и изгнания духов нечистых.
Говорю в веру верующим: разве не пробуждаю я веру в соседях своих добрыми делами, которые творю?
Разве дело моё в мире — не дело песни моей — псалом спасённого среди неспасённых?
Кто остановит песнь мою в гортани души преисполненной? Кто остановит биение воды в источнике? Бранятся ли русалки из источника с русалками речными — чья вода полезнее? Воистину, не будь источника и реки бы не было.
Господи мой, не удаляйся от меня, да не умрёт душа моя от препирательства праздного. Молчание в присутствии Твоём взращивает душу мою; празднословие в разлуке с Тобой раздирает и истощает её в лён истрёпанный.
Прислушался я в последний раз к перебранкам человеческим, и махнул рукой, и удалился. Се не спор истинно верующих с истинными делателями дела Твоего. Нет — перебранка рабов маловерных и зловольных. То маловерные препираются с пустословами светскими. То иссякший источник бранится с ручьём пересохшим.
Пока были полны, оба пели одну песнь радости, и в радости окликали друг друга.
Сие же перебранка праздноверующего с праздноделающим. Какой союз у меня с ними? Что привязывает меня к ним, кроме жалости, что отпали они от Твоего сияния?
Преисполни храм души моей, Животворящий Душе, да ослепну к видению гневных лиц бранящихся и оглохну к речам их безумным.
Отошли они от Тебя, Радость моя, потому и ведут разговоры безумные.
Поклоняюсь и молюсь Тебе, привяжи душу мою к Себе тысячами лучей солнечных, да не отойдёт от Тебя и не сорвётся в пропасть холодную.
Слог и стиль. В чём разница?
Как филологу мне приходилось часто встречать путаницу между словами «слог» и «стиль». Почему можно сказать: у него прекрасный слог и узнаваемый стиль, а вот наоборот — узнаваемый слог и прекрасный стиль уже режет слух. Мне показалось важным разобраться, в чем разница.
Если приглядимся к слову «слог», то увидим, что оно является производным от слова «слагать». То есть получается, что умение говорить без ошибок, грамотно строить фразы, соблюдать логику повествования, не перегружать текст — это и является признаками хорошего слога. Есть даже выражение: складная речь.
А что же такое стиль, и почему его часто описывают как авторский или узнаваемый. Думаю, потому, что по стилю мы отличаем одного рассказчика от другого. Например, стиль Достоевского не спутать со стилем Чехова. Каждый из этих писателей акцентирует внимание на разных явлениях, каждый из них обладает своим ракурсом зрения и по-своему отражает это в тексте.
Когда мы говорим о произведениях Фёдора Михайловича Достоевского, то сразу представляем прерывистую речь персонажей, обилие витиеватых диалогов и монологов, напряжение чувств. А за всем этим — вечный духовный поиск. Это и многое другое составляет его удивительный стиль.
А при упоминании Антона Павловича Чехова вспоминается афоризм: «Краткость сестра таланта». Непредвзятость, лаконизм, отточенность фраз и неповторимый тонкий юмор — вот чеховский стиль. Чехов рисует намёками и полутонами, Достоевский же использует жгучие, подчас кричащие краски.
Подводя итог, можно сказать, что важными для слога являются понятность, уместность и точность выражения, а для стиля — выразительность и уникальность.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«У Бога все живы». Протоиерей Александр Никольский
У нас в гостях был настоятель храма Трех Святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.
Разговор шел о том, как пережить потерю близкого человека в семье и как принять, что у Бога все живы.
Ведущая: Анна Леонтьева
Почему мы жестикулируем
Иногда одно движение руки или поворот головы больше говорит о состоянии человека, чем речь. Помните, у Анны Ахматовой: «Сжала руки под тёмной вуалью» или «Я на правую руку надела перчатку с левой руки».
Выразительность жеста наглядна на иконах. Безымянный палец соединен с большим — этот знак мы видим на многих изображениях Христа, он означает призыв к вниманию. А, например, святого Серафима Саровского иконописцы изображают с прижатой к сердцу ладонью. Эти жесты — особый язык, который помогает лучше проникнуть в суть изображаемого.
Чаще всего мы интуитивно считываем состояние собеседника, даже если он молчит. Младенец, еще не владеющий речью, уже общается с помощью мимики и жеста.
Давайте поразмышляем о том, почему мы жестикулируем, и как это правильно делать.
Во-первых, жесты — спутники живого устного общения, они помогают нам визуально дополнить, а иногда и усилить высказывание.
Во-вторых, мы используем те жесты, которые приняты в нашей культуре. Это как бы второй культурный код — помимо речи. Например, болгарин согласный кивок головой воспримет, как знак отрицания и наоборот.
В-третьих, зачастую в жестах прячется наше истинное отношение к ситуации, к людям и к себе. Так, скрестив руки на груди, мы показываем закрытость или оборону.
Жест позволяет справиться со смущением, например, стеснительный человек может крутить в руках какой-либо предмет. А тот, кто с трудом идет на контакт или не уверен, что готов к разговору — может, например, прикрывать ладонью рот. А бывает так, что человек излишне жестикулирует и этим создаёт напряжение в беседе.
Иногда язык тела говорит громче слов. Понаблюдайте за собой, скорректируйте свой набор жестов, чтобы они не мешали, а помогали комфортному общению.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова