У праздника Успения Богородицы есть свои традиции. По-особому готовятся к торжеству в Иерусалиме. За три дня до самого праздника по улочкам города проходит крестный ход. Он символизирует перенесение апостолами пречистого тела Матери Спасителя для погребения из Иерусалима в Гефсиманию, к подножию Елеонской горы. Верующие вспоминают, как Святой Дух собрал апостолов из разных уголков света, чтобы ученики Христовы смогли проститься с Девой Марией.
Процессия отправляется от Малой Гефсимании. Так называется греческое подворье Успенского монастыря. Оно находится напротив храма Гроба Господня. Сам монастырь расположен за стенами Старого Иерусалима, в Гефсимании, у гробницы Богородицы. А подворье считается городским. Главная его святыня - плащаница Пресвятой Богородицы. Это резное деревянное изображение лежащей на смертном одре Пресвятой Девы. Её образ украшен драгоценной серебряной ризой.
Рано утром, ещё затемно, игумен Успенского монастыря выносит из храма на шёлковых лентах плащаницу. Вслед за ним шествует православное духовенство из самых разных стран, монахи и множество мирян. Инокини из греческих, русских, румынских монастырей выстраиваются в два ряда и возглавляют процессию. Она медленно движется по Крестному пути Спасителя к Елеонской горе. Горят свечи, звучит радостное песнопение-тропарь праздника:
«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице». Паломники стремятся приложиться к плащанице, многие держат в руках цветы. По традиции в букеты добавляют листья душистого базилика.
Уже на рассвете процессия входит в храм Успения Богородицы в Гефсимании. Под колокольный звон икону помещают в резную нишу у гробницы Пресвятой Богородицы. В этот момент словно обретают реальность слова праздничного гимна-стихиры:
«О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает».
Пятого сентября, в день отдания праздника Успения, плащаница крестным ходом переносится обратно, в Малую Гефсиманию.
В России служба Погребения плащаницы Богородицы и крестный ход со святыней совершаются на следующий день после Успения. Процессия с плащаницей, как правило, обходит храм. Когда крестный ход возвращается к храму, священники поднимают плащаницу и верующие почтительно проходят под ней. Они просят заступничества и прощения у Матери Божией и получают благословение Царицы Небесной.
В Серафимо-Дивеевской обители, которую называют Четвёртым уделом Царицы Небесной, крестный ход идёт по Канавке Пресвятой Богородицы. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре процессия следует почти через всю обитель - от пещерного Успенского храма до Михайловского собора. Путь плащаницы украшают цветами. Порой на дороге будто расстилают изысканный ковёр из цветов и свежескошенной травы.
Есть традиция и многодневных крестных ходов в преддверии Успения. Так в Удмуртии двадцать шестого и двадцать седьмого августа паломники преодолевают путь от Ижевска до Свято-Успенского женского монастыря в селе Перевозное.
Федот Сычков. «Весна»
— Андрюша, не в первый раз я в Таганроге, родном городе моего любимого Антона Чехова. Но до художественного музея добралась впервые.
— Я здесь уже бывал, уверен, что тебе понравится, сестрёнка. Кстати, давно хотел показать тебе одну работу... Она называется «Весна». Её автор — замечательный русский живописец Федот Сычков.
— Кажется, я о нём слышала.
— Наверняка. Он родился во второй половине 19-го века. В детстве, будучи сиротой, пережил много лишений. Был свидетелем и Первой, и Второй мировых войн. Но его сердце не огрубело. Картины Сычкова полны надежд и радости. В основном, это сцены из сельской, народной жизни.
— Постой, это не его ли называли «певцом радости»?
— Именно! Ты сейчас убедишься в этом. Вот мы и подошли к этой картине. Смотри: на ней — цветущее дерево. Среди пышных соцветий мы видим улыбающуюся девушку. Она — крестьянка, и наверняка у неё много дел и забот. Но сколько оптимизма и добродушия в её глазах! Сколько энергии!
— Да... Художнику явно удался портрет деревенской девушки... Должно быть, он хорошо знал сельскую жизнь.
— Так и есть. Федот Сычков родился в бедной крестьянской семье в Пензенской губернии. Повзрослев, уехал учиться в Петербург — директор школы помог талантливому юноше устроиться в рисовальную школу. Позже Федот Васильевич немало путешествовал по Европе... Но несмотря на это всегда помнил простую жизнь в деревне. И из всех возможных сюжетов предпочитал писать сельский быт, будни и праздники крестьян.
— А ведь жизнь в деревне непростая! Крестьяне очень тяжело работали. Просыпались ещё до рассвета, и весь день трудились...
— Но трудились дружно, не унывали! Это было близко и самому художнику. Вот посмотри на героиню картины. Как точно мастеру удалось передать жизнелюбие и задор молодой крестьянки! Сколько любви и света в её глазах!
— Знаешь, мне нравится такой подход к жизни! Напоминает слова апостола Павла «Всегда радуйтесь!»
— Верно, сестрёнка. Именно поэтому картины Федота Сычкова очень созвучны христианству! Они дарят людям надежду и радость. И что бы ни случилось, после долгой зимы придёт весна, снег растает... А яблони расцветут пышным цветом!
— Андрюша, а ведь весной мы как раз празднуем Пасху!
— Да, поздравляем друг друга и радуемся о воскресшем Христе! Вот и девушка в ярком платочке на картине напоминает нам о Празднике. Её добрая улыбка озаряет всё вокруг. И такое чувство, что ветви цветущего дерева колышутся и шумят на лёгком ветерке. А девушка вот-вот засмеётся и побежит дальше по своим делам.
— Спасибо тебе, Андрюша, что показал эту работу. Теперь, если мне вдруг взгрустнётся, я просто вспомню девушку-весну с картины Федота Сычкова, и грусть уйдёт прочь!
Картину Федота Сычкова «Весна» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Олег Бороздин. «Вологда 50-х годов»
— Дядя Андрей, посмотри на картину Олега Бороздина «Вологда пятидесятых годов». Мне кажется, мы сегодня видели храм, который здесь нарисован?
— Конечно, видели, Паша. Величественный Софийский собор находится на территории Вологодского кремля, буквально в двух шагах отсюда. Сейчас выйдем из картинной галереи, и храм предстанет перед нами. Только Олег Бороздин изобразил его с другой стороны. Для нас колокольня будет слева от собора, а на картине она справа.
— Чудесная колокольня! Стройная, высокая, белоснежная.
— Обрати внимание: она показана на заднем плане, но при этом главенствует в пейзаже. Как ослепительно сияет на фоне лазурного неба её округлый золотой купол! Пожалуй, именно он — самая яркая точка на картине. Хотя Олег Бороздин не пожалел чистых красок, чтобы изобразить погожий весенний денёк. Фасады и крыши домов состязаются между собой в насыщенности оттенков. Желтый автобус красуется алой полосой на боку.
— И пальтишки у ребятишек, которых воспитательница куда-то ведёт по улице — всех цветов радуги. Смотри — оранжевое, голубое, жёлтое, зелёное, фиолетовое!
— Да что там, даже тени на картине ярко-синие!
— Это разноцветье дарит ощущение радости и уюта.
— Не только оно. Душевным теплом веет от старинных деревянных домов. Трогательно выглядят низенькие дощатые изгороди. А уж глядя на лошадку, запряжённую в сани, расчувствуется кто угодно.
— Точно! Так захотелось попасть в заповедный уголок старого города...
— Это почти невозможно. В пятидесятых годах прошлого века в городе шло активное строительство — недаром в работе Бороздина на заднем плане, за деревьями, виднеется подъёмный кран. Уже в 1960-ом, когда Олег Бороздин работал над своим полотном, улочки вокруг Вологодского кремля выглядели иначе. Художник писал по памяти, по фотографиям. Он поставил перед собой задачу увековечить ту старинную Вологду, которую видел своими глазами.
— Бороздин родился в Вологде?
— Нет, он родом из маленького северного городка Няндома — это в Архангельской области. Учился в художественном училище в Ярославле. А в Вологду переехал, когда женился, в 1955 году. И сразу полюбил здешнюю неповторимую архитектуру — вот этот хоровод деревянных домишек вокруг собора Святой Софии, древнейшего здания в городе.
— А в каком веке этот храм был построен?
— В шестнадцатом, при Иване Грозном. И с тех пор оставался кафедральным, то есть главным храмом Вологодской епархии. Вплоть до 1923 года.
— А в 1923-ем его закрыли большевики?
— Да, на долгие десятилетия собор стал музеем. Но своим обликом он продолжал напоминать людям о Боге. Смотри, как сияет крест над куполом колокольни на картине Олега Бороздина «Вологда пятидесятых годов». Художник преувеличил его размер, подчеркнув значение. Мне кажется, Олег Александрович верил, что наступит время, когда под сводами храма Святой Софии вновь зазвучит молитва. И оказался прав!
— Сейчас собор действующий?
— Действующий, кафедральный! Завтра воскресенье, и мы с тобой обязательно сходим туда на службу. А сегодня, пойдём, побродим по городу. Попытаемся отыскать приметы старины, которыми щедро поделился с нами Олег Бороздин на картине «Вологда пятидесятых годов».
Картину Олега Бороздина «Вологда 50-х годов» можно увидеть в Вологодской областной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Николай Богданов-Бельский. «Последняя воля»
— Здравствуйте! Кажется, мы с вами в этом зале единственные посетители. Интересно, в Таганрогском художественном музее всегда так малолюдно?
— Что вы, конечно, нет! Просто сейчас утро, к тому же будний день. Ближе к вечеру и по выходным здесь обычно много народа.
— Вы, судя по всему, часто тут бываете?
— Да! Ни одной выставки стараюсь не пропускать. А постоянную коллекцию, кажется, уже знаю наизусть.
— Понимаю Вас! Я и сам такой же. Многие картины, кажется, видел уже тысячу раз. И при каждом новом взгляде открывается что-то особенное.
— В этот музей меня в детстве водила бабушка. Я так любил наши походы, всегда ждал их с нетерпением. Бабушка рассказывала много интересного — например, о том, что начало коллекции Таганрогского художественного музея положил Антон Павлович Чехов. К сожалению, бабушки уже нет в живых. Но мне на память от неё осталась любовь к живописи и завет — не забывать музей, почаще сюда заходить.
— И вы её завет исполняете! И, наверное, хорошо знаете полотно художника Николая Петровича Богданова-Бельского на похожую тему. Оно хранится в Таганрогском художественном музее.
— Полагаю, вы имеете в виду картину «Последняя воля»! Она вернулась на своё законное место в музее сравнительно недавно — в 2008 году. Во время Великой Отечественной войны, когда Таганрог был оккупирован фашистами, немцы вывезли из музея множество уникальных полотен. Среди них была и работа Богданова-Бельского «Последняя воля».
— Да, я говорю именно об этом полотне. Знаю, что долгое время шедевр хранился в Германии, в частной коллекции. Но, в конце концов, русским меценатам удалось выкупить картину и вернуть её в коллекцию Таганрогского художественного музея.
— А вот и сама картина!
— Какой потрясающий эффект! Словно открываешь дверь в бедную крестьянскую избу, где вся семья собралась у постели больного старика. Жена, сыновья, невестки и внуки окружили седобородого патриарха семейства. А он, понимая, что ему, вероятно, уже недолго осталось жить на этой земле, говорит с родными о чём-то очень важном.
— Старик даже поднял вверх указательный палец руки. Думаю, что этой деталью художник хотел подчеркнуть: разговор идёт серьёзный. Об этом же свидетельствуют почтительно склонённые головы сыновей. Старший внук слушает дедушку внимательно, не сводит с него глаз. А младший пока ещё не понимает всей важности момента и смотрит на всё происходящее с любопытством. Женщины тихонько плачут. Столько эмоций и переживаний переплелось в одном полотне!
— И самое интересное — несмотря на сюжет, на приглушённые, тёмные краски, картина почему-то оставляет светлое ощущение. Чувствуется, что её героев роднит любовь и уважение друг к другу. Это семья, где чтут традиции, уважают старших, прислушиваются к их мудрым словам.
— Мне даже кажется, что я слышу тихий, спокойный голос старика. Он просит родных жить дружно, помогать друг другу, никого не обижать.
— Хотя полотно и называется «Последняя воля», глядя на него, не возникает ощущения трагедии. Я бы, скорее, назвал обстановку на картине торжественной. Художник подчёркивает важность момента. Посмотрите, какие задумчивые, но вместе с тем решительные лица у сыновей старика. Они вслушиваются в каждое слово последнего отеческого завета. И, кажется, настроены следовать его наставлениям.
— А значит, жизнь продолжается!
Картину Николая Богданова-Бельского «Последняя воля» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России