Мученик Иоанн Золотов работал пожарным. У него была семья, маленький сын. Иван Петрович и его жена были людьми верующими. В конце 20-х - начале 30-х они оказывали помощь священникам и монахиням из разоренных и разогнанных монастырей. В 1932 году Золотов приютил в своей квартире на время немощную и убогую монахиню Александру Червякову. Потом оказывал ей помощь деньгами и продуктами. Соседям он не раз рассказывал о провидческом даре монахини. В 1937 году Ивана Золотова арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму. Он обвинялся в участии в контрреволюционной монархической группе. "Тройка" при НКВД приговорила Ивана Петровича к расстрелу. Мученик Иоанн погиб на Бутовском полигоне под Москвой.
23 декабря. О творчестве и переписке Карла Брюллова со святителем Игнатием Брянчаниновым
Сегодня 23 декабря. В этот день в 1799 году родился русский художник Карл Брюллов.
О творчестве и переписке художника со святителем Игнатием Брянчаниновым — протоиерей Артемий Владимиров.
«Гибель Помпеи» — картина, произведшая неизгладимое впечатление на современников, среди которых святитель Игнатий Брянчанинов. Сегодня мы поговорим о переписке между этими двумя великими соотечественниками.
Святитель Игнатий писал Карлу Павловичу: «Давно я наблюдаю за Вами, душа моя раскрыта по отношению к вам. Вижу, как Ваш дух стремится к красоте, к истине, к вечности. Однако красота, не приобщенная вечности — земная, дышит тлением».
Очевидно, что святитель Игнатий писал именно об образе прекрасной помпеинки, уже мертвой, изображенной на переднем плане картины «Гибель Помпеи».
«Вам нужно ознакомиться с вечностью, войти в ее пределы через истинное богопознание, покаяние и молитву». Примерно такие нежные, исполненные деликатной чуткости призывы обращал святитель к душе Карла Павловича Брюллова. Я очень надеюсь, что это знаменитое письмо может быть найдено на просторах интернета каждым из наших слушателей, подвигнет вас на размышления о судьбах искусства, религиозной живописи и заставит вас согласиться с, кажется, строгим суждением святителя Игнатия, что иконописные произведения, не выполненные в соответствии с канонами Матери Церкви, не несут в себе ничего духовного — они чужды божественной благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 285 зач. (от полу́), V, 1-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Жизнь древней Церкви не имела столь чёткого разделения на клириков и мирян, которое мы сегодня можем наблюдать. У каждого члена церковного собрания в ту далёкую эпоху имелось какое-то служение. Например, имело место существование так называемых вдовиц. Об этом служении нам расскажет отрывок из пятой главы первого послания апостола Павла к Тимофею. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
Апостол Павел, рассуждая о служении вдовиц, не имеет в виду исключительно общественный или семейный статус. К числу особых церковных вдовиц принадлежали далеко не все христианки, по той или иной причине потерявшие мужей. На служение вдовицы епископом через чтение особой молитвы поставлялась овдовевшая женщина, достигшая возраста 60 лет и имевшая самую лучшую репутацию не только в церковной среде, но и за её пределами. Церковной вдовицей могла стать только добрая, умудрённая жизненным опытом, гостеприимная и отзывчивая христианка.
И в чём же заключалась обязанности данного служения? Они делились на храмовые и общественные. Вдовицы заботились о поддержании порядка в местах, где совершались древнехристианские богослужения. Далеко не всегда в условиях языческих гонений это были храмы в нашем понимании. Службы совершались по домам или вообще в катакомбах — особых подземных туннелях, где погребали мертвецов. Вдовицы могли петь на богослужении псалмы. Из их числа поставлялись диаконисы, участвовавшие в богослужении непосредственно. В храме Софии Константинопольской они, например, прислуживали в алтаре, причащали больных на дому. Вдовицы тоже помогали ухаживать за недужными, кормили бездомных, посещали заключённых. Иными словами — любовь, которую они не успели в полной мере выразить в браке, эти женщины адресовали всем тем, кто нуждался в утешении. В каком-то смысле это были добрые церковные бабушки, оказавшиеся способными не озлобиться из-за неудач в личной жизни и относившиеся к более молодым членам Церкви как к детям и внукам.
Всё вышесказанное не означает, впрочем, что раннехристианские времена представляли собой идиллию. Вовсе нет. Святитель Иоанн Златоуст называл некоторых женщин, помогавших в алтаре упомянутой уже Софии Константинопольской, фуриями. Думаю — не без обоснованных причин. Таким образом, сердитых бабушек и в древности в храмах тоже можно было встретить. И, конечно, жизнь часто не совпадает с нашими представлениями о том, как всё должно быть. Но стремиться к высоким идеалам, безусловно, нужно. И речь не только о вдовах, а о каждом из нас.
Если мы будем соответствовать высокому званию христиан, жить в строгости к себе и милости к окружающим, то это будет лучшей формой миссии. Окружающие нас люди будут видеть, как гармонично сочетаются в нашей жизни добрая принципиальность и милосердие. И вдохновляясь подобным примером, многие из тех, кто пока не переступил порог Церкви, смогут данный шаг осуществить. И будущее нашей Церкви, в том числе благодаря нашему служению, окажется благим и плодотворным. Потому будем следовать заветам апостола Павла, которые мы только что с вами услышали, стремясь не на словах, а на деле явить миру, что значит жить по правде и любви Христовым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Изобильный (обзор)
На западе Ставропольского края есть небольшой городок со звучным названием Изобильный. Его основанию послужило строительство новой ветки Владикавказской железной дороги в 1895 году. Полустанок в пятидесяти километрах от Ставрополя, окружённый плодородными землями, привлёк внимание торговцев. Они скупали в окрестных хуторах зерно и отправляли его в другие регионы России и за границу. Скромная станция стала удобным перевалочным пунктом. Рядом с ней росли дома — так образовался поселок Изобильный. В 1898 году здешние жители построили деревянный храм во имя святителя Николая. После революции 1917-го церковь снесли безбожники. Спустя пятьдесят восемь лет православная община возобновила соборную молитву. Верующие переоборудовали одноэтажный дом под храм и по традиции посвятили его Николаю Чудотворцу. А в 2008-ом в Изобильном открыл свои двери новый величественный собор Преображения Господня. Он находится в парке Победы — живописном уголке города.
Радио ВЕРА в ИзобИльном можно слушать на частоте 94,8 FM