Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. В тот года император повелел провести всенародную перепись во всей своей империи, в том числе и в Палестине. У евреев был обычай вести перепись и родословную по родам, у каждого был свой город или географическая местность. Богородица и праведный Иосиф оба были из рода царя и пророка Давида и отправились на свою родину - в Вифлеем. Но в городских гостиницах они не нашли ни одного свободного места. Они приютились в пещере, где было устроено стойло. Среди сена и соломы, вдалеке от человеческого жилья и участия родился Спаситель мира. Богомладенца положили в деревянную кормушку для скота - ясли. Церковь в поэтической форме так воспевает это событие: «Таинство странное вижду и преславное, Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог». Рождество Христово стало одним из главных христианских праздников.
Когда на окраине Вифлеема, в пещере для домашнего скота родился Спаситель мира, немногие узнали о случившемся чуде. Евангелие от Луки рассказывает, что радостную весть о Рождестве Богомладенца ангел Господень возвестил пастухам, охранявшим стада неподалеку. «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Обыкновенные пастухи первыми удостоились поклониться Богомладенцу. Богословы так трактуют это событие. Первыми Спасителю поклонились люди простые, жившие так, как их праотцы Иаков, Моисей и Давид. Те тоже пасли скот и знали что такое труд. Первыми проповедниками и евангелистами Христа стали пастухи - незлобные искренние открытые сердцем люди.
В Евангелии от Матфея содержится рассказ о том, как поклониться Богомладенцу пришли волхвы с востока. Эти языческие жрецы, астрологи, и предсказатели увидели новую необыкновенную звезду, засиявшую на небосклоне. Они отправились к ней, понимая, что она означает рождение небывалого человека. Волхвы-язычники, служащие звездам, шли поклониться Солнцу правды. Они всю жизнь искали истину и получили вознаграждение за свое упорство. Мы не знаем, из одной ли страны были они родом, или из разных краев. Но их паломничество значило одно - Спаситель пришел не к какому-то отдельному народу, а ко всему миру. Звезда привела волхвов прямо в пещеру Богомладенца. Они принесли ему свои дары: золото - знак царской власти, ладан - символ священства и пряное благовоние смирну или мирро, которым, в том числе, умащали тела усопших. Так они возвещают и служение Христово, и мученичество, и торжество Его через Воскресение. Есть предание, в котором говорится, что волхвы позднее приняли крещение от апостола Фомы и сами стали проповедниками Благой вести.
День Рождества Христова - один из двенадцати великих христианских праздников, которые по славянской традиции называются двунадесятыми. Известно что Спаситель мира родился не в тепле и уюте, а на окраине Вифлеема, в пещере, где укрывался во время грозы скот. Место это известно и сейчас там находится Базилика Рождества Христова. По видимому, это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Базилику Рождества заложила равноапостольная императрица Елена, мать императора Константина Великого. Она совершила паломничество в Святую Землю в середине тридцатых годов четвертого века. Историческое здание храма несколько раз страдало от войн и пожаров и практически не сохранилось. Под амвоном базилики находится святыня - пещера Рождества. Место рождения Богомладенца Христа расположено в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Впервые на русском языке пещеру Рождества описал игумен Даниил Паломник, в начале двенадцатого века странствовавший по Святой Земле.
«Биология и вера». Илья Киров
Гостем программы был кандидат биологических наук Илья Киров.
Мы говорили о том, как научные знания, в частности в области биологии, помогают человеку развиваться в том числе в духовном плане и в области знаний о мире, как творении Божьем.
Все выпуски программы Светлый вечер
Храм Воскресения Христова в Кадашах глазами Татьяны Мавриной
На картине «Кадаши. Москва» изображён Храм Воскресения Христова в Кадашах, построенный в конце 17-го века. Трудно поверить, но эту яркую и светлую работу Татьяна Маврина написала зимой 1944 года, во время Великой отечественной войны.
— Ах, Маргарита Константиновна, в каком красивом городе мы живём! Казалось бы, январь, всё вокруг бело, деревья облетели... Но посмотрите, и зимой Москва уютна и хороша.
— Наташенька, она прекрасна в любое время года. Её скверы и парки, старинные особняки и древние храмы — неповторимая атмосфера нашего города складывалась веками... Посмотри, какая красивая церквушка выглядывает из-за многоэтажного дома! Это один из любимых мною московских храмов.
— Очень красивый! Стены из красного кирпича, пять золотых маковок, высокая колокольня... А что это за церковь?
— Храм Воскресения Христова в Кадашах. Его построили в конце 17-го века. А ещё, кстати, ему посвящён один из шедевров Третьяковской галереи.
— Как интересно! А расскажете об этой работе?
— С радостью, Наташа. Сейчас найду её в интернете... Она называется просто: «Кадаши. Москва». Написала её художница Татьяна Маврина. Вот, посмотри, пожалуйста.
— Какая яркая работа! На фоне закатного синего неба вырисовывается силуэт храма. Стены и купола буквально светятся в вечернем зареве. А крыши соседних домов покрывает белая пелена, снежный покров — художница изобразила этот уголок старой Москвы зимой!
— Татьяна Маврина множество работ посвятила Москве, хотя сама родом из Нижнего Новгорода. В начале 20-х годов прошлого века приехала в столицу, училась в Высших художественно-технических мастерских. С этого времени в её творчестве и появились виды Москвы, городские мотивы, дома, храмы... Вот как на этой картине.
— У художницы свой особенный, необычный стиль, вам не кажется?
— Да, так и есть. Творческий почерк Татьяны Мавриной отличает смелая работа с цветом. Её картины яркие, жизнерадостные...
— И в работе «Кадаши. Москва» это чувствуется. Хотя пейзаж написан зимой...
— Зимой 1944 года. Посмотри, пожалуйста, вот здесь, в левом нижнем углу полотна хорошо видна дата написания.
— Сорок четвёртого года? Так значит, эта картина написана во время Великой Отечественной войны?
— Да, в тяжёлый для города, страны, да и для всего русского народа период.
— Теперь эта работа стала для меня ещё более пронзительной... Чувствуется, как много боли и переживаний стоит за историей её написания...
— Во время Великой Отечественной Татьяна Алексеевна писала Москву особенно часто. Художница пыталась сохранить и запечатлеть на бумаге красоту города, ставшего для неё родным.
— Она писала с натуры?
— В военное время делать зарисовки города на планшете или в блокноте было небезопасно. Её могли обвинить в шпионаже. Поэтому Татьяна Алексеевна запоминала очертания пейзажа, уходила в ближайший подъезд или постройку и быстро по памяти зарисовывала увиденное в блокнот. А дома повторяла эти изображения в красках на больших листах. Так появлялись акварели, сохранившие память о Москве военного времени...
— Но не пугающие, а тёплые, радостные, сохраняющие веру в то, что добро и любовь одержат победу над злом. О том, что всегда будет именно так, напоминает и Храм Воскресения Христова, который запечатлела Татьяна Маврина и который сейчас перед нами. Зайдём в него, Маргарита Константиновна?
— С большой радостью, Наташа! А после — можем пойти в Третьяковскую галерею. Я покажу тебе акварель «Кадаши. Москва» и другие работы замечательной художницы Татьяны Мавриной.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
16 ноября. Об отвергнутой проповеди
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова, сказанные Христом апостолам: «Если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них».
Об отвергнутой проповеди, — протоиерей Георгий Завершинский.