Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Ч. 1
Крестовоздвижение - один из двенадцати самых важных христианских праздников. Их еще называют двунадесятыми. В эти дни Церковь вспоминает основные события из земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Но Воздвижение Креста Господня выделяется из этой череды. Формально события, которые Церковь вспоминает в эти дни, произошли четыре века спустя после Крестных страданий Христа и Его Воскресения. В триста пятом году в Римской империи воцарился Константин Великий. Он прекратил гонения на христиан, поддерживал церкви и общины. Его мать, царица Елена, отправилась в Святую землю, чтобы установить - где именно происходили евангельские события. За триста лет в Иерусалиме все изменилось. Город не раз разрушался, перестраивался и переименовывался. На месте Голгофы и Гроба Господня были возведены языческие храмы. Доверенные лица царицы Елены опрашивали местных жителей. Им удалось установить приблизительное место страданий Спасителя. Там начались раскопки. По преданию, было обнаружено три креста. Чудо помогло установить какой из них - Распятие Христово. В это время мимо двигалась похоронная процессия. Когда истинное Распятие приложили к усопшему, тот воскрес.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Ч. 2
В день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Церковь еще раз вспоминает страдания Христовы. Поводом для этого стали археологические исследования, которые в начале четвертого века провела царица Елена, мать императора Константина Великого. Этот император прекратил гонения на христиан, подписал Эдит о веротерпимости и все время правления поддерживал христианскую церковь. Он поручил своей матери найти свидетельства земной жизни и проповеди Спасителя. Елена отправилась в Иерусалим. Город сильно изменился за прошедшие триста лет. На месте многих христианских святынь были сооружены языческие храмы. В процессе поисков были не раз явлены настоящие чудеса. Так одно из трех обнаруженных распятий чудесным образом исцелило мертвого. Всем стало понятно что вот оно - Истинное Древо Креста Господня, орудие страданий и в то же время - спасения. Крест был поднят - то есть воздвигнут - для всеобщего обозрения и поклонения. Это событие христиане вспоминают теперь каждый год. По традиции в этот день установлен строгий пост.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Ч. 3
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - двунадесятый праздник, то есть одно из двенадцати наиболее значимых христианских торжеств. После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, орудие казни Спасителя было утеряно. В семидесятом году римские войска разрушили Иерусалим. На месте Голгофы и Пещеры Гроба Господня были построены языческие храмы. В начале четвертого века император Константин Великий распорядился найти свидетельства земной жизни Спасителя. На поиски отправилась его мать, царица Елена. Особое значение для Константина имел Святой Крест - орудие позорной казни, и в то же время символ спасения всего человечества. По преданию, перед важной битвой Константину было видение креста. Он нанес его изображение на флаг и щиты воинов и одержал победу над врагами. Елене удалось обнаружить Истинное Древо Распятия Христова. Она также отдала распоряжение о начале строительства в Иерусалиме Храма Гроба Господня. С четвертого века христиане стали праздновать Крестовоздвижение.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Ч. 4
Крест, на котором был распят Спаситель, для верующих не только символ позорной несправедливой казни безгрешного Сына Божия. Это еще и великая святыня - символ спасения всего рода человеческого от власти греха и смерти. Поэтому в православной календаре много дат связано с этой святыней. Одной из наиболее значимых является Крестовоздвижение. Этот праздник входит в число двенадцати наиболее важных. По преданию в этот день в триста двадцать шестом году Истинное Древо Креста Господня вернулось из забвения. Его обнаружила экспедиция царицы Елены, матери императора Константина Великого. Елена отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Спасителя. Она отыскала Голгофу и пещеру Гроба Господня. На этом месте началось строительство большого храма Воскресения. А само Распятие патриарх Иерусалимский Макарий поднял для поклонения народа. Он повернул его на все части света и словно благословил весь мир. С четвертого века верующие в этот день вспоминают Крестные страдания и жертву Спасителя и поклоняются Его Животворящему Кресту.
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема