В праздник Рождества Пресвятой Богородицы Церковь вспоминает чудесное событие, случившееся в земле Израиля. По преданию в Назарете жили супруги Иоаким и Анна. Оба они были людьми праведными, добросердечными, но не имели детей. В Израиле это считалось знаком того, что люди неугодны Богу. Однажды из-за этого в Иерусалимском храме священник отказался принять дары Иоакима. Анна узнала об этом и горько заплакала: «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости». Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы». Иоаким в это время был в пустыне, где молился Господу о помощи. Ему тоже явился ангел. Он сказал, что молитва услышана и у супругов родится дочь, которая станет радостью всему миру. Супруги встретились у Иерусалимского храма, помолились Господу и поклонились ему, а потом вернулись в Назарет. Через девять месяцев у Иоакима и Анны родилась девочка, которую родители назвали Марией.
Рождество Богородицы. Ч. 2
Среди православных икон есть одна с необычным сюжетом. На ней изображены обнявшиеся мужчина и женщина, любящие супруги Иоаким и Анна. Анна в порыве радости приникла к мужу, а тот склонился в объятии и словно оберегает её покровом своих рук. Эта икона называется "Встреча у Золотых Ворот". Она напоминает верующим чудо зачатия Пресвятой Богородицы. По преданию Иоаким и Анна за много лет брака нее смогли родить детей. В то время это трактовали как наказание Божие. Однажды в Иерусалимском храме священник даже отказался принять дары от Иоакима. Тот в слезах удалился в пустыню, чтобы там оплакать свое горе и еще раз с молитвой обратиться к Богу. Анна тоже плакала и молилась в своем доме. Обоим супругам явился ангел. Он предрек им, что Анна родит дочь, которая станет радостью для всего мира. Ангел велел Иоакиму и Анне идти к Золотым воротам Иерусалимского храма и встретится там. На иконе изображен как раз момент встречи супругов. Они узнали о грядущей радости и светятся от счастья. По преданию супруги поклонились в храме Господу и вернулись домой. Через девять месяцев у них родилась дочь, Мария. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы и устроил в своем доме пышный пир.
Рождество Богородицы. Ч. 3
Родителями Приснодевы Марии, Матери Господа Иисуса Христа были пожилые супруги Иоаким и Анна. Они долго не имели детей и считали, что не угодили Господу, ведь в то время дети считались благословением. Но Иоаким и Анна были добродетельными праведными людьми. Они горько сокрушались о своей судьбе и молили Господа об исполнении заветной мечты. И однажды ангел явился обоим супругам и сказал, что Бог услышал их молитвы. Иоаким и Анна станут родителями дочери, через которую будет даровано Спасение всему миру. Через девять месяцев у супругов родилась девочка, которую назвали Марией. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой девы Марии родился Иисус Христос. Церковь празднует это событие как день всемирной радости. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов. Она стала живым храмом Божиим, и, как говорится в праздничных песнопениях, - "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших".
Рождество Богородицы. Ч. 4
Рождество Пресвятой Богородицы - один из двенадцати самых важных христианских праздников. На иконе этого праздника не изображено никаких чудес. Ее герои - немолодая женщина, которая только что родила ребенка, её гордый и счастливый муж, а также маленькая новорожденная девочка. Ребенка омывают повитуха и служанка. На первый взгляд, это обычная житейская история. Чудесным в ней было зачатие девочки. Ведь ее родители, Иоаким и Анна были уже глубоко пожилыми людьми. Они праведно жили, не роптали на судьбу, лишь молили Господа о помощи и молитвы их были услышаны. Ангел возвестил супругам, что у них родится дочь, через которую будет явлено Спасение миру. Ребенок стал чудесным даром Господа паре, которая смогла воплотить в своей жизни заповедь о любви к Богу и друг к другу. В этот день Церковь вспоминает о том послушании и любви к Господу, которыми была пронизана жизнь Иоакима и Анны. Потом такое же послушание и любовь проявила и их дочь, Приснодева Мария, которая стала Матерью Сына Божия. Верующие уповают на эту любовь Богоматери и обращаются к ней с молитвой: «Пресвятая Богородице, спаси нас!».
Василий Поленов. «В Назарете»
— Леонид Сергеевич! Коллега, здравствуйте! Вот так совпадение. И вы тоже сегодня в Тульском музее изобразительных искусств!
— Приветствую вас, Андрей Борисович! Да вот, ищу одну картину Василия Поленова... Видел недавно в Третьяковке его полотно «Источник Девы Марии в Назарете». А потом узнал, что, оказывается, у художника было несколько вариаций на эту тему! И одна из них находится здесь, в Тульском музее изобразительных искусств. Очень захотелось посмотреть на картину.
— Полотно, о котором вы говорите, называется «В Назарете». Оно замечательное! Давайте, я вас к нему провожу.
— Как интересно! Картина одновременно и похожа, и совсем не похожа на ту, что висит в Третьяковке. Вероятно, это этюд? Так сказать, творческий поиск живописца?
— Строго говоря, оба холста являются этюдами, частями одного большого замысла — художественного цикла «Из жизни Христа», которому Поленов посвятил сорок лет своей жизни.
— А началось всё, если не ошибаюсь, со знаменитого полотна Александра Иванова «Явление Христа Народу». Василий Дмитриевич Поленов был студентом, когда впервые его увидел. Тогда и зародилась у него мечта писать на Евангельские темы.
— А в 1881 году Поленов отправился на Святую землю. Туда, где все эти события и происходили. За время своей поездки художник создал более 150 рисунков и этюдов к своему будущему евангельскому циклу.
— Вот смотрю я на полотно, и кажется, что за тысячелетия ничего не изменилось. Я ведь тоже бывал на Святой земле. И у колодца Девы Марии, там, где согласно одному из преданий архангел Гавриил принёс Ей благую весть о рождении божественного Сына. Кажется, даже масличные деревья возле колодца те же самые.
— Это отмечал и Василий Дмитриевич. Художник говорил, что природа Святой Земли — небо, горы, озёра, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы — помогали ему ощущать глубокую реалистичность тех событий, которые он изображал. Этюды, привезённые из поездки, Поленов назвал «путь Христа в пейзажах».
— Андрей Борисович, но на картине «В Назарете» мы, кажется, видим простую бытовую зарисовку из жизни древней Иудеи. Так сказать, жанровую сцену. Ясный солнечный день, женщины с кувшинами идут за водой... Как этот эпизод связан с темой поленовского цикла «Из жизни Христа»? Только тем фактом, что Христос родился в Назарете?
— Есть и другая связь. Видите фигуру женщины на первом плане полотна? Голова её покрыта белым платом, на голове — большой кувшин. Она держит за руку ребёнка, мальчика. Василий Дмитриевич Поленов говорил, что он изобразил на картине саму Деву Марию с маленьким Иисусом.
— В глубине души я так и предполагал! Но всё же, если не знать наверняка, догадаться непросто!
— А может быть, в этом есть особенный смысл? Ведь долгое время, до выхода Христа на проповедь и служение, никто и не догадывался о том, что Он — Сын Божий. Как говорит евангелист Лука — в детстве и юности Иисус жил в послушании у своих земных родителей подобно обычному ребёнку.
— Но Мария прекрасно знала, Кто Он. И каждый раз, когда шла за водой к колодцу, наверное, вспоминала, как архангел Гавриил сказал Ей: «Радуйся, благодатная! Благословенна Ты между женами».
— Вот видите, Леонид Сергеевич! Глядя на эту простую, как вы сказали, жанровую сцену, мы с вами о Благовещении вспомнили!
— И на душе от картины Василия Поленова «В Назарете» стало светло и благостно.
Картину Василия Поленова «В Назарете» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
Две беспомощности. Нина Юркова
Заметила за собой два состояния беспомощности. Одно я назвала «беспомощностью по гордыне», когда настроила планов без опоры на Бога, без Его благословения, и всё провалилось.
Не знаю, как у вас, а у меня такие ситуации вызывают одновременно отчаяние и злость. Ведь как же: вот я, казалось бы, такая решительная, такая разумная, с таким основательным подходом ко всему, и вдруг раз — что-то идет не по плану. Часто в такие моменты мой первый порыв — по-детски топнуть ножкой, грозя Небу кулаком: «нет, Господи! Мы так не договаривались!» Мне кажется, что Он в ответ смотрит с любовью и грустью, отвечая: да, ты точно со Мной не договаривалась, даже не подумала обо Мне, поступала, как вздумалось, и вот результат.
А есть иная беспомощность — это беспомощность перед лицом Господа. Она, зачастую, возникает у меня, когда использованы все возможные способы и подходы, и ни один из них не сработал. И ничего не остается, как опустить штурвал кораблика своей жизни, и смиренно сказать: «я ничего не понимаю, Боже!» В такой глуши мира оказалась со своим «Я сама!», что уже никакая навигация не помогает! Веди Ты, я больше не могу! И каким-то чудом ветры тут же утихают, житейское море становится тихим и ласковым, и Добрый Кормчий с легкостью выводит мой кораблик обратно на путь Спасения.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
29 сентября. О жизни с верой
Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».
О жизни с верой, — священник Виктор Ленок.