В двенадцатом веке на Руси многочисленные претенденты вели между собой борьбу за Киевский престол. Черниговский князь Игорь Ольгович, в крещении - Георгий, унаследовал его вслед скончавшемуся брату Всеволоду, в тысяча сто сорок шестом году. Но уже через две недели он был разгромлен и взят в плен переяславским князем Изяславом. Князя Игоря заточили в монастырь. Тяжело больной, он попросил разрешения принять монашеский постриг. Игорь стал схимонахом Игнатием и подвизался в Киевском Феодоровском монастыре. Двоюродные братья Игоря, черниговские князья, тем временем замыслили захватить и убить Изяслава. Возмущенные киевляне узнали о таком коварстве. Их месть обрушилась на ни в чем неповинного монаха. Игорь Черниговский был убит в тысяча сто сорок седьмом году. Вскоре могила страстотерпца в Киеве прославилась чудесами, происходившими по молитвам к блаженному Игорю. Через три года Киевским князем стал Юрий Долгорукий. Его союзник, Святослав, брат убиенного Игоря, торжественно перенес мощи мученика на родину. Тогда же было установлено празднование памяти святого.
Василий Поленов. «В Назарете»
— Леонид Сергеевич! Коллега, здравствуйте! Вот так совпадение. И вы тоже сегодня в Тульском музее изобразительных искусств!
— Приветствую вас, Андрей Борисович! Да вот, ищу одну картину Василия Поленова... Видел недавно в Третьяковке его полотно «Источник Девы Марии в Назарете». А потом узнал, что, оказывается, у художника было несколько вариаций на эту тему! И одна из них находится здесь, в Тульском музее изобразительных искусств. Очень захотелось посмотреть на картину.
— Полотно, о котором вы говорите, называется «В Назарете». Оно замечательное! Давайте, я вас к нему провожу.
— Как интересно! Картина одновременно и похожа, и совсем не похожа на ту, что висит в Третьяковке. Вероятно, это этюд? Так сказать, творческий поиск живописца?
— Строго говоря, оба холста являются этюдами, частями одного большого замысла — художественного цикла «Из жизни Христа», которому Поленов посвятил сорок лет своей жизни.
— А началось всё, если не ошибаюсь, со знаменитого полотна Александра Иванова «Явление Христа Народу». Василий Дмитриевич Поленов был студентом, когда впервые его увидел. Тогда и зародилась у него мечта писать на Евангельские темы.
— А в 1881 году Поленов отправился на Святую землю. Туда, где все эти события и происходили. За время своей поездки художник создал более 150 рисунков и этюдов к своему будущему евангельскому циклу.
— Вот смотрю я на полотно, и кажется, что за тысячелетия ничего не изменилось. Я ведь тоже бывал на Святой земле. И у колодца Девы Марии, там, где согласно одному из преданий архангел Гавриил принёс Ей благую весть о рождении божественного Сына. Кажется, даже масличные деревья возле колодца те же самые.
— Это отмечал и Василий Дмитриевич. Художник говорил, что природа Святой Земли — небо, горы, озёра, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы — помогали ему ощущать глубокую реалистичность тех событий, которые он изображал. Этюды, привезённые из поездки, Поленов назвал «путь Христа в пейзажах».
— Андрей Борисович, но на картине «В Назарете» мы, кажется, видим простую бытовую зарисовку из жизни древней Иудеи. Так сказать, жанровую сцену. Ясный солнечный день, женщины с кувшинами идут за водой... Как этот эпизод связан с темой поленовского цикла «Из жизни Христа»? Только тем фактом, что Христос родился в Назарете?
— Есть и другая связь. Видите фигуру женщины на первом плане полотна? Голова её покрыта белым платом, на голове — большой кувшин. Она держит за руку ребёнка, мальчика. Василий Дмитриевич Поленов говорил, что он изобразил на картине саму Деву Марию с маленьким Иисусом.
— В глубине души я так и предполагал! Но всё же, если не знать наверняка, догадаться непросто!
— А может быть, в этом есть особенный смысл? Ведь долгое время, до выхода Христа на проповедь и служение, никто и не догадывался о том, что Он — Сын Божий. Как говорит евангелист Лука — в детстве и юности Иисус жил в послушании у своих земных родителей подобно обычному ребёнку.
— Но Мария прекрасно знала, Кто Он. И каждый раз, когда шла за водой к колодцу, наверное, вспоминала, как архангел Гавриил сказал Ей: «Радуйся, благодатная! Благословенна Ты между женами».
— Вот видите, Леонид Сергеевич! Глядя на эту простую, как вы сказали, жанровую сцену, мы с вами о Благовещении вспомнили!
— И на душе от картины Василия Поленова «В Назарете» стало светло и благостно.
Картину Василия Поленова «В Назарете» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
Две беспомощности. Нина Юркова
Заметила за собой два состояния беспомощности. Одно я назвала «беспомощностью по гордыне», когда настроила планов без опоры на Бога, без Его благословения, и всё провалилось.
Не знаю, как у вас, а у меня такие ситуации вызывают одновременно отчаяние и злость. Ведь как же: вот я, казалось бы, такая решительная, такая разумная, с таким основательным подходом ко всему, и вдруг раз — что-то идет не по плану. Часто в такие моменты мой первый порыв — по-детски топнуть ножкой, грозя Небу кулаком: «нет, Господи! Мы так не договаривались!» Мне кажется, что Он в ответ смотрит с любовью и грустью, отвечая: да, ты точно со Мной не договаривалась, даже не подумала обо Мне, поступала, как вздумалось, и вот результат.
А есть иная беспомощность — это беспомощность перед лицом Господа. Она, зачастую, возникает у меня, когда использованы все возможные способы и подходы, и ни один из них не сработал. И ничего не остается, как опустить штурвал кораблика своей жизни, и смиренно сказать: «я ничего не понимаю, Боже!» В такой глуши мира оказалась со своим «Я сама!», что уже никакая навигация не помогает! Веди Ты, я больше не могу! И каким-то чудом ветры тут же утихают, житейское море становится тихим и ласковым, и Добрый Кормчий с легкостью выводит мой кораблик обратно на путь Спасения.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
29 сентября. О жизни с верой
Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».
О жизни с верой, — священник Виктор Ленок.