Икона Богородицы "Неопалимая купина" получила свое название в честь одного из образов Ветхого Завета. В Священном Писании говорится, что Господь явился своему пророку Моисею в виде пылающего, но не сгорающего куста-купины. Неопалимая купина символизирует Богородицу, которая стала Матерью Христа, и в то же время осталась Девой. Есть и другое прочтение образа - Богоматерь родилась в мире грешных людей, но сама осталась безгрешной. Самый распространенный вариант иконографии образа "Неопалимая купина" - это поясное изображение Богородицы и Младенца-Христа на фоне восьмиугольной звезды. Звезда составлена из двух острых четырехугольников. Один из них - зеленого цвета - напоминает зелень таинственного куста. Другой, алый - символизирует пламя. В углах иконы – четыре символа Евангелистов, а также изображения архангелов. Одна из наиболее древних известных на Руси икон "Неопалимой Купины" была принесена в Москву палестинскими иноками в тысяча триста девяностом году. По преданию она написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Эта святыня была помещена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 251 зач., I, 18-23.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто ли мы задумываемся о том, каковы наши отношения с Богом? Для верующих ответ очевиден: конечно, дольно часто! Мы молимся, стараемся соблюдать заповеди, беспокоимся о том, каковы мы перед Лицом Творца? Любит ли Он нас, чего нам ждать от Него: наказания или милости? Подобные мысли, сконцентрированные на себе самих, многим знакомы. Но что по этому поводу сказал бы Сам Бог? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
Человеку свойственно воспринимать Бога через призму своего собственного опыта. Да и как может быть иначе, если мы люди и всё воспринимаем по-человечески! Именно поэтому боги, по представлениям язычников, были так похожи на людей, обладали эмоциями, могли влюбиться или обидеться. Главным их отличием от человека было могущество и бессмертие. В свою очередь христианство неслучайно называет себя религией откровения, потому что опирается на слова Бога о самом себе. К сожалению, мы недооцениваем эту мысль и даже в рамках христианской веры часто рассматриваем Творца сообразным человеку. С одной стороны, в этом есть смысл, ведь мы сотворены по Его образу. С другой — очень велика опасность приписать Богу собственно человеческие черты. Понимая это, нам важно разглядеть в Священном Писании те истины о Боге, которые скорректируют наше восприятие и помогут нам не низводить Его к себе, но напротив возвышаться к Нему. Всё же мы сотворены по Его образу, а не Он по нашему.
Задумываясь о своих отношениях с Богом, мы часто воспринимаем их как отношения между двумя людьми. Характеризуется такие отношения тем, что оба их участника изменчивы. Все мы меняемся. Меняемся под воздействием информации, под воздействием опыта, под воздействием обстоятельств. Перенося подобные рассуждения на Бога, мы думаем, будто бы и Он меняется. Но верно ли это? Нет. Именно об этом главным образом и говорит в сегодняшнем чтении апостол Павел. Бог, сотворивший мир по любви, никогда этой Своей любви не изменял. Он как относился к миру с любовью, так и относится. И только опыт греха мешает нам почувствовать любовь Божию и правильно на неё ответить.
Как удивительно пишет сегодня апостол Павел: Отцу было благоугодно, чтобы во Христе обитала вся полнота — то есть, поясним, полнота Божества, конечно! Чтобы посредством Христа, примирить с собою всё. Умиротворить через Него, буквально через Его крест, земное и небесное. Отношения между землёй и небом веками сложно было назвать мирными. Причём обычно люди подозревали небо во вражде и были уверены, что боги настроены против них, что их надо задабривать и склонять к милости. Однако апостол Павел мыслит совершенно иначе. Он пишет: «и вас людей, бывших отчуждёнными и врагами»... Казалось бы, здесь можно прервать апостола и сказать: «Ну вот, речь идёт о вражде»! Но посмотрите, как он продолжает: «по расположению к злым делам», то есть, иными словами, отчуждение и вражда — это состояние людей, расположенных к злым делам, это не состояние Бога, который примиряет этих людей с Собою в теле своего Сына, то есть в Церкви.
Важность этих утверждений сложно переоценить, ведь всякий раз, когда мы задумываемся о Боге, мы должны быть начеку. По-человечески нам свойственно оправдывать себя и считать, что мы хотим мира, и только Он враждует против нас. Но апостол Павел снова и снова напоминает нам, что мир с Богом в наших руках и Господь со Своей стороны делает всё, чтобы жизнь наша была святой и непорочной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Центр «Мастер ОК» трудоустраивает людей с инвалидностью
У петербурженки Кристины Полтавской есть особенности, связанные с ментальным здоровьем. Однако трудности девушку не пугают. Кристина смотрит на жизнь с оптимизмом и считает, что благодаря стремлению и усердию можно добиться многого. Сегодня у девушки есть любимая работа и хобби. Она трудится в ателье, учится играть на гитаре и пишет песни. Конечно, важную роль в жизни Кристины сыграли не только личные качества, но и поддержка со стороны добрых людей. 2 года назад девушка стала подопечной центра социально-трудовой адаптации «Мастер ОК». Проект помогает людям с ментальной инвалидностью получать новые знания и умения, обретать самостоятельность, а ещё даёт возможность трудоустроиться.
Кристина по образованию художник росписи по ткани. Однако найти работу по специальности не смогла. Тогда она решила освоить швейное дело и обратилась в центр «Мастер ОК» за поддержкой. У проекта есть несколько трудовых мастерских — керамическая и столярная, мастерские батика и мыловарения, а ещё — швейная. В ней Кристина и начала свою карьеру.
Недавно у проекта появилось в Санкт-Петербурге ателье, по адресу Московский проспект, 59. Каждый день там кипит работа. Подопечные, в том числе и Кристина, шьют одежду, сумки, чехлы для ноутбуков — и это далеко не полный список продукции.
По словам нашей героини — проект «Мастер Ок» дал ей возможность быть полезной, а ещё подарил много друзей!
Поддержите центр социальной-трудовой адаптации, чтобы он продолжал успешно развиваться, и люди с инвалидностью находили там занятие по душе и главное — работу. О том, как помочь, центру «Мастер ОК» узнайте на сайте: centrtruda.com
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жития новомучеников». Архимандрит Дамаскин (Орловский)
У нас в студии был клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве, член Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин Орловский.
Разговор шел о новомучениках, пострадавших в период советских гонений, и о том, как собирается информация об их служении, подвигах и как составляются их жития.
Все выпуски программы Светлый вечер