Преподобный Антоний Печерский, основатель Киево-Печерской лавры, родился в начале одиннадцатого века, в городе Любече, вблизи Чернигова. В крещении он получил имя Антипа. Юноша отправился на святую гору Афон и принял там постриг в одном из монастырей. Несколько лет он прожил в уединении в пещере близ обители. А потом игумен дал ему послушание - вернуться на Русь и принести туда традиции афонского монашества. Когда Антоний прибыл в Киев, там уже было несколько греческих монастырей. Но он не вступил ни в один из существующих, а поселился в пещере. Это было в тысяча пятьдесят первом году. Вскоре разнеслась слава о подвигах киевского отшельника. К нему пожелали присоединиться другие. Первым пришел Никон, а вторым - Феодосий. Феодосий был родом из Курска. Когда число иноков возросло, Антоний удалился в другую пещеру и стал жить затворником. А монахи выбрали себе игумена, им стал Феодосий. Он ввел в обители устав константинопольского Студийского монастыря. По нему все имущество у братии должно быть общее, свое время они проводили в непрестанных трудах; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего. Сам Феодосий был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне. Он устроил при обители богадельню, помогал заключенным в тюрьмах. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель стала образцом для других русских монастырей. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри и проповедники веры.
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О проповеди и хранении благой вести
В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
О проповеди и хранении благой вести — священник Родион Петриков.
Когда апостол Павел свидетельствует о том, что именно делает его проповедь сильной, он говорит так «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Апостол убежден, что слово проповедника должно прежде всего опираться на веру в исполнении духом святым, на помощь Божию, на силу, подаваемую свыше. Ведь если служитель слова будет полагать свой успех только в своих человеческих усилиях, в риторических приемах, в литературных эффектах, то речь его будет словно «медь звенящая» или «кимвал звучащий», если использовать сравнение самого же Павла. Яркая подача может быть просто завесой, скрывающей отсутствие духа истины. Красноречивая проповедь, лишенная благодатного внутреннего содержания — это пустословие души, которое не способно открыть правду и не способно наполнить светом. Духовные нужды тут не найдут своего ответа, а сердце слушателей останется без утешения. Если у проповедника нет нелицемерной веры, доброй совести, то слово его будет малодейственным, потому что уходит сила Божия. И все, что говорится таким человеком, Павел и называет одним словом — пустословие. А чтобы проповедь не оказалась пустословием, она должна быть сказана, как писал Иоанн Богослов, не словом или языком, но делом и истинно. А истина не столько доказуется, сколько показуется. И именно поэтому наша главная проповедь, конечно, звучит не с амвона храма, а именно тогда, когда мы сходим с амвона и выходим в саму жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О восстании декабристов
Сегодня 26 декабря. В этот день в 1825 году на престол взошёл император Николай І. Во время присяги новому императору в Петербурге на Сенатской площади произошло восстание декабристов.
Об этих событиях российской истории — протоиерей Артемий Владимиров.
Во время присяги новому императору в Петербурге на Сенатской площади произошло восстание декабристов, подготовленное, конечно же, международным антихристианским сообществом и использовавшее честолюбие и, в какой-то степени, романтизм молодых русских офицеров среди которых так называемые декабристы, впоследствии претерпевшие казнь как посягнувшие на священные устои русской жизни.
Сегодня мне хотелось бы больше сказать не о декабристах, а о генерале Милорадовиче, застреленном во время Сенатского восстания, бесстрашном, жертвенном, жизнь которого чиста, светла и прекрасна. Остается сожалеть, что многие поколения советских школьников получали лишь сведения о самих декабристах, нарушителях религиозной присяги и бунтовщиках против устоев российской государственности по существу террористов, черпая о прошлом и былом России крайне искаженные карикатурные сведения. Но, признаемся, Рылеев перед казнью глубоко покаялся в своих заблуждениях, принес Богу покаяние о чем свидетельствует письмо, обращенное к жене, в котором Рылеев кается глубоко в своих заблуждениях.
Надеюсь, что мы доживем до того времени, когда это письмо попадет в учебники российской истории.
Все выпуски программы Актуальная тема