Сегодня Церковь чтит и вспоминает святых, чьи земная жизнь и подвиг были связаны с Тамбовской землёй. Этот праздник появился в церковном календаре в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году. Он приурочен к дню памяти святителя Питирима Тамбовского, строителя монастырей и Тамбовского кафедрального собора, выдающегося архипастыря этого края. В сонме Тамбовских святых - уроженец этого края преподобный Серафим Саровский, святой, который сделал пасхальную радость главным принципом своей жизни. Прославили Тамбовскую землю преподобный Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник, преподобный Силуан Афонский. Первый в юности не мог себе представить, что станет монахом, но стал известен всей России как старец Оптиной пустыни. Его духовные наставления были просты и точны в формулировках и разошлись в народе как поговорки. "Надо жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение", - завещал старец. Феофан Затворник выбрал не карьеру ректора Духовной академии а монашеский затвор в обычном монастыре. Там он создал духовные труды, которые вдохновляют христиан и в наши дни. Преподобный Силуан Афонский ещё маленьким мальчиком решил искать Бога по всей земле. Нашёл он Его в глубине своего сердца. На иконах старца изображают в слезах. А в руках преподобного - свиток со словам "Молю тя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли!". В Соборе Тамбовских святых множество новомучеников, не предавших своей веры в годы гонений. Церковь обращается к ним: Все святые, в земле Тамбовской просиявшие, молите Бога о нас!
13 января. О познании Бога
На Утрене за богослужением читаются слова Христа из 11-й главы Евангелия от Матфея: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О познании Бога — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мнение окружающих весьма сильно влияет на нас и определяет нашу жизнь. Не всегда это плохо. Ведь порой это удерживает нас от неблаговидных поступков. Однако есть и отрицательные стороны. Порой мы чрезмерно зависим от того, что о нас говорят и думают другие. Идём у людей на поводу, теряем себя. Своё решение этой проблемы предлагает тот отрывок из 8-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
У одного из великих древнееврейских святых, пророка Иеремии, есть предсказание о наступлении особого времени в истории человечества. Однажды Бог заключИт с людьми новый союз вместо старого, который Он когда-то заключил со всем Израильским народом. Отношения Творца и людей приобретут иное качество. Если раньше, чтобы поддерживать связь с Богом, иудеям было необходимо соблюдать закон, написанный на скрижалях, а также в других писаниях пророка Моисея, теперь всё изменится. Закон Божий будет написан у каждого человека в самом его сердце.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел ссылается на это пророчество и утверждает, что оно совершилось. С пришествием в мир Христа Спасителя наступила новая эпоха. Бог заключил новый союз, как его называет Павел, Новый Завет. И теперь в близкие отношения с Творцом может вступить не только тот, кто происходит от праведного Авраама. Но всякий, кто уверует в Иисуса как Мессию и Сына Божия.
Далее апостол довольно чётко определяет признак, который указывает на то, что человек действительно находится в новых отношениях с Богом: «не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня». Понимать эти строки можно следующим образом. Обыкновенно, тот, кто соблюдает букву закона, волей-неволей превозносится над теми, кто её не соблюдает. В свою очередь нарушитель закона нередко чувствует свою вину за преступление. В широком смысле у него возникает естественный стыд за своё несоответствие принятой норме. Именно так устроено ветхозаветное общество. Мы все озираемся друг на друга с мыслью, а что о нас скажут, и что подумают.
Однако те, кто вступил в новые отношения с Богом, имеют такой источник благодати внутри, что, даже если они безупречны перед лицом закона, то ни капли не превозносятся над окружающими. Говоря проще, не поучают их менторским тоном. Не стоят над душой со своими правилами и принципами. Более того, если такой человек в чём-то отступил от принятых законом правил, он не испытывает чувства стыда и вины. Однако не потому, что его сердце каменное, как у злодея. А потому, что Бог живёт и действует в его сердце. Божественная воля направляет все его мысли, чувства, слова и поступки. И теперь норму поведения для него устанавливает не общество, не мнение большинства, а глубокая и живая духовная интуиция. Это и есть то новое знание Бога, о котором говорит Павел.
Несмотря на то, что номинально многие из нас принадлежат к христианской Церкви, в нас ещё очень много ветхого, не обновлённого. В частности, мы всё ещё бывает кичимся своим благочестием, добропорядочностью, успешностью и превозносимся над ближними. И наоборот, если за какие-то свои действия мы становимся в глазах окружающих неблагонадёжными, нерукопожатными, мы испытываем целую палитру тяжёлых чувств. Сегодня апостол призывает нас к духовному росту. Тот, кто посвящает Свою жизнь поиску и исполнению воли Творца, кто во всех Своих делах старается жить по Евангелию, служить ради Христа окружающим, вступает с Богом в Новый Завет. А вместе с этим получает особую духовную интуицию, дар милости и снисхождения к людям и, конечно же, свободу и независимость от того, что о нём говорят и думают окружающие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Тема Рождества в поэтическом творчестве». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук, доцент Университета имени Разумовского Анастасия Чернова.
Разговор шел о том, как в народном творчестве, а также в произведениях поэтов разных времен раскрывалось отношение к празднику Рождества Христова.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Тема Рождества в поэтическом творчестве». Анастасия Чернова
- «Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
- «Русский подводный флот». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов