Часть 1
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, в миру - Михаил Парвицкий - Невский, родился в тысяча восемьсот тридцать пятом году. «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой русский святой» — так называли его современники. Он посвятил свою жизнь проповеди Евангелия в Алтайском крае. Вчерашний семинарист, Макарий изучал местные наречия, переводил богослужебные книги, изъездил весь край. Став епископом Бийским, а потом возглавив Томскую кафедру, он возводил храмы и школы, больницы и приюты. В двенадцатом году Макарий стал митрополитом Московским и Коломенским. Современники вспоминали о владыке: «Гордой столице не понравилось его простое учительство... Отшедшие от веры люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея...». Митрополит Макарий точно оценивал картину современного общества: «Мы опять переживаем смутные времена... Но тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то...». В семнадцатом в газетах началась компания клеветы против владыки. Общественность не могла ему простить отказа присягнуть Временному правительству. Его заставили оставить кафедру. Последние годы жизни митрополит Макарий провел в Николо-Угрешском монастыре.
Часть 2
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, в миру - Михаил Парвицкий - Невский, родился в тысяча восемьсот тридцать пятом году. Родом он был из Владимирской губернии. После окончания семинарии он решил служить делу распространения Евангелия и поехал в Алтайскую миссию. Первое время он служил чтецом в храме, преподавал в школе, учил языки и наречия местных племён. Вскоре он принял монашеский постриг. Макарий переводил богослужебные книги на алтайский язык, ездил по отдаленным уголкам Алтайского края. Вскоре он стал епископом Бийским, а через несколько лет возглавил Томскую кафедру. Миссионерство среди местных племен охотников и рыболовов означало не только проповедь и строительство храмов. Рядом с храмами основывались школы и училища. Церковь несла местным народам просвещение. Епископ Макарий стал известен всей России. Его стали называть апостолом Алтая. В тысяча девятьсот двенадцатом году епископа Макария назначили митрополитом Московским и Коломенским. В семнадцатом году епископ Макарий отказался присягнуть Временному правительству, сказав, что остается верен государю-императору. Его заставили отречься от кафедры и сослали в Николо-Угрешский монастырь. Он скончался в двадцать шестом. К лику святых Макария, апостола Алтая, причислили в двухтысячном году.
Слог и стиль. В чём разница?
Как филологу мне приходилось часто встречать путаницу между словами «слог» и «стиль». Почему можно сказать: у него прекрасный слог и узнаваемый стиль, а вот наоборот — узнаваемый слог и прекрасный стиль уже режет слух. Мне показалось важным разобраться, в чем разница.
Если приглядимся к слову «слог», то увидим, что оно является производным от слова «слагать». То есть получается, что умение говорить без ошибок, грамотно строить фразы, соблюдать логику повествования, не перегружать текст — это и является признаками хорошего слога. Есть даже выражение: складная речь.
А что же такое стиль, и почему его часто описывают как авторский или узнаваемый. Думаю, потому, что по стилю мы отличаем одного рассказчика от другого. Например, стиль Достоевского не спутать со стилем Чехова. Каждый из этих писателей акцентирует внимание на разных явлениях, каждый из них обладает своим ракурсом зрения и по-своему отражает это в тексте.
Когда мы говорим о произведениях Фёдора Михайловича Достоевского, то сразу представляем прерывистую речь персонажей, обилие витиеватых диалогов и монологов, напряжение чувств. А за всем этим — вечный духовный поиск. Это и многое другое составляет его удивительный стиль.
А при упоминании Антона Павловича Чехова вспоминается афоризм: «Краткость сестра таланта». Непредвзятость, лаконизм, отточенность фраз и неповторимый тонкий юмор — вот чеховский стиль. Чехов рисует намёками и полутонами, Достоевский же использует жгучие, подчас кричащие краски.
Подводя итог, можно сказать, что важными для слога являются понятность, уместность и точность выражения, а для стиля — выразительность и уникальность.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«У Бога все живы». Протоиерей Александр Никольский
У нас в гостях был настоятель храма Трех Святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.
Разговор шел о том, как пережить потерю близкого человека в семье и как принять, что у Бога все живы.
Ведущая: Анна Леонтьева
Почему мы жестикулируем
Иногда одно движение руки или поворот головы больше говорит о состоянии человека, чем речь. Помните, у Анны Ахматовой: «Сжала руки под тёмной вуалью» или «Я на правую руку надела перчатку с левой руки».
Выразительность жеста наглядна на иконах. Безымянный палец соединен с большим — этот знак мы видим на многих изображениях Христа, он означает призыв к вниманию. А, например, святого Серафима Саровского иконописцы изображают с прижатой к сердцу ладонью. Эти жесты — особый язык, который помогает лучше проникнуть в суть изображаемого.
Чаще всего мы интуитивно считываем состояние собеседника, даже если он молчит. Младенец, еще не владеющий речью, уже общается с помощью мимики и жеста.
Давайте поразмышляем о том, почему мы жестикулируем, и как это правильно делать.
Во-первых, жесты — спутники живого устного общения, они помогают нам визуально дополнить, а иногда и усилить высказывание.
Во-вторых, мы используем те жесты, которые приняты в нашей культуре. Это как бы второй культурный код — помимо речи. Например, болгарин согласный кивок головой воспримет, как знак отрицания и наоборот.
В-третьих, зачастую в жестах прячется наше истинное отношение к ситуации, к людям и к себе. Так, скрестив руки на груди, мы показываем закрытость или оборону.
Жест позволяет справиться со смущением, например, стеснительный человек может крутить в руках какой-либо предмет. А тот, кто с трудом идет на контакт или не уверен, что готов к разговору — может, например, прикрывать ладонью рот. А бывает так, что человек излишне жестикулирует и этим создаёт напряжение в беседе.
Иногда язык тела говорит громче слов. Понаблюдайте за собой, скорректируйте свой набор жестов, чтобы они не мешали, а помогали комфортному общению.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова