Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Послание к Римлянам святого апостола Павла

* Поделиться

Рим., 116 зач., XV, 1-7.

Комментирует священник Антоний Борисов.

«Человек! Это звучит гордо!», — восклицает Сатин, герой пьесы Горького «На дне». Восклицает, находясь в стенах ночлежки для бездомных — людей порочного образа жизни. Но вот что интересно. Человек действительно представляет собой существо, глядя на которое можно испытать если не гордость, то уж точно радость. Об этом, в том числе, идет речь в отрывке из пятнадцатой главы послания апостола Павла к Римлянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 15.

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 

дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Человек, при всех своих недостатках, всё же является вершиной мироздания, обладает разумом, способностью к творчеству и многими другими талантами. Но всё перечисленное приобрело для самого человека очевидный характер исключительно благодаря христианству. Именно учение Господа Иисуса полностью и к лучшему изменило понимание природы человека. Ведь до Христа люди рассматривались языческой цивилизацией как рабы если не богов, то уж точно безликой и жестокой судьбы. Человек являлся разменной монетой в выяснении отношений обитателей Олимпа, рассматривался античной культурой как фактически животное, пленник собственной ограниченной и несовершенной природы.

Христианство всё поменяло. По слову святителя Афанасия Великого, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом — наследовал высоты небесного совершенства. Евангелие предельно возвеличило нашу природу, провозгласило нас детьми Божиими. И именно такой подход, такой взгляд чувствуем мы, когда слышим прозвучавшие строки апостола Павла из его послания к Римлянам. Апостол призывает своих первоначальных читателей крепко держаться за христианский взгляд на человека и межчеловеческие отношения.

Павел не делит людей на знатных и простых, свободных и рабов, богатых и бедных. Для него все люди — дети Господа. И если и можно говорить о существовании каких-то категорий, то только в одном случае. Есть ли у человека вера, или он её пока не обрёл? Но для Павла неверующие, нехристиане не то, что не являются людьми второго сорта, наоборот — это те, к кому нужно проявлять ещё больше внимания и педагогической учтивости. Ведь верующий — счастлив. В его жизни присутствует Господь. А вот тот, кто Бога пока не встретил, часто испытывает грусть, тоску, одиночество. И такому человеку нужно помочь — разделить тяготы его бытия, помочь ему преодолеть тоску по небесной радости.

Данная поддержка сможет стать мостиком перехода от безверия к вере. И именно так выглядит настоящий христианский гуманизм — явление, с одной стороны, чрезвычайно радостное, с другой — очень непростое для практического использования. Ведь как часто нам, подобно древним язычникам, хочется делить людей на полезных и бесполезных, выгодных и не очень. Но апостол предостерегает нас от подобного отношения, напоминая, что Христос служил и праведным, и грешникам. А искупительный дар Спасителя обращён ко всем людям.

И именно в жертвенном служении Христа мы можем найти укрепляющий и вдохновляющий пример взаимодействия с окружающими. Ведь если наше понимание природы и достоинства человека строится на вере, что человек создан по образу Божию, то становится очевидно — человек и, правда, звучит гордо. Но не сам по себе, а только потому, что мы созданы Богом, Им любимы. Любимы вплоть до решения Сына Божьего стать человеком и принять за род человеческий искупительную смерть на Голгофе, чтобы затем воскреснуть в теле и вознестись в этом преображённом и освящённом теле на высоту Божественной славы.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем