Рим., 89 зач., V, 10-16.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главным препятствием человека на пути к Богу и Царству Небесному? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
Идея, которую в только что прозвучавшем отрывке сообщает нам апостол Павел, — это одна из фундаментальных истин христианской веры. Суть её в следующем: «как из-за греха Адама все люди потеряли единство с Богом, так и через подвиг Иисуса Христа каждый из нас имеет возможность вернуться в тесное общение с Творцом». В основе мысли Павла лежит важная духовная закономерность, согласно которой человеческий род — это единый организм. Нарушил заповедь Адам, однако последствия его поступка тяжким бременем легли на каждого из нас. Не потому, что мы лично виновны в преступлении. Но потому, что от осинки не родятся апельсинки. По естественному закону мы наследовали от прародителей склонность ко греху. В чём же проявляется эта склонность?
Каждый из нас на самом глубинном уровне своего существа одержим двумя страхами: страхом потерять своё и страхом не получить желаемого. Эти страхи превращает всякого человека в потребителя. Вместо того, чтобы отдавать, он гребёт под себя. Каждый это делает на своём уровне. В разных ситуациях по-разному. Бывает осознанно, бывает неосознанно. Бывает в открытую, а бывает, прикрываясь высокими и благородными лозунгами. Мы потребляем вещи, эмоции, людей. Внутри нас словно работает без остановки огромный пылесос. Мы становимся одержимы идеями и состояниями. Поэтому наша душа словно усадьба гоголевского Плюшкина забита всяким барахлом. Там очень мало света и Бога. А где нет Бога, там в итоге мрак, пустота и смерть. И это состояние мы передаём дальше по эстафете как окружающим нас людям, так и, конечно же, своим детям. Подобным образом смерть распространяется от каждого из нас концентрическими кругами как в пространстве, так и во времени. И чем дальше, тем больше, подобно лавине. Мы страдаем, но не знаем, как самостоятельно выйти из этой колеи.
Христос пришёл именно для того, чтобы остановить этот снежный ком. Своей проповедью и жизнью Он показал, как можно жить, не потребляя и не нагребая под себя, но отдавая. Более того, Он дал нам силы идти навстречу своему патологическому страху потерять, упустить, лишится и не успеть. Евангельские заповеди именно об этом. Это о том, как отпускать своё ради исполнения воли Бога и ради другого человека. Это о том, как раз за разом шагать навстречу своим эгоистичным фобиям, которые шепчут, что, если ты будешь жить по воле Творца, тебе обязательно сядут на шею, будут вытирать о тебя ноги, ты станешь терпилой, а в итоге превратишься в дырку от бублика. Оказывается, эта пустота небытия, которой нас пугает наша больная самость, иллюзорна. Если доверимся Богу и ежедневно будем находить в себе силы во всякой ситуации со всяким человеком делать шаг в эту неизвестность, в этот страх стать никем, то вскоре обнаружим, что наши боязни — это всего лишь ширма, это дверь, за которой нас ждёт Господь и где открывается широта и простор скрытого в нас самих Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер