Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В апостольских посланиях есть такие мысли, которые кажутся совершенно очевидными, и невозможно не удивляться тому, что апостолы вынуждены были затрагивать эти темы. Одно из таких очевидных мест мы можем найти во 2-й и 3-й главах Послания апостола Павла к Галатам. Отрывок из этих глав звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его и попытаемся ответить на вопрос: а не обличают ли и нас слова апостола Павла?
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Думаю, что мы все так или иначе сталкивались с людьми, которые вдруг начинают себя вести вовсе не так, как то предлагает делать Церковь Христова: такие люди накладывают на себя суровый пост, они исполняют невероятно пространные молитвенные правила, некоторые из них отказываются от подтверждающих личность государственных документов, они делают много подобного перечисленному, такого, что не станет делать ни один обычный воцерковлённый человек. Можно ли сказать, что у таких людей есть некоторые проблемы с восприятием реальности? В наши дни такой вопрос звучит как провокация, а во времена апостола Павла не было понятия о политкорректности, поэтому апостол мог прямо написать: «О, несмысленные галаты!» Другие русские переводы предлагают нам ещё более радикальные характеристики христиан Галатии: к примеру, в них используются слова «глупцы» и «неразумные».
Но почему вдруг апостол Павел забыл о правилах хорошего тона и начал использовать такие обращения к своим адресатам? Чего такого они натворили?
Ответ мы услышали в только что прозвучавшем отрывке апостольского послания: они решили, что дела закона способны сообщить им благодать Святого Духа.
Апостол Павел задал им совершенно справедливый вопрос: «Через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» (Гал. 3:2). Очевидно, что Духа христиане Галатии получили через наставление в вере, однако в какой-то момент они решили, что этого недостаточно и под воздействием чуждых апостольской благодати проповедников начали исполнять ритуальные постановления закона Ветхого Завета. Здесь и в самом деле возникает вопрос относительно трезвомыслия этих людей: если сама вера пришла к ним через проповедь, а Дух Святой веру сделал совершенной, и лишь после этого они, будучи по природе из числа язычников, узнали о законе Ветхого Завета, то разве может исполнение закона хоть что-то прибавить к полученным ими ранее дарам Святого Духа?
Схожий вопрос можно задать и тем, кто, будучи христианином, вдруг перестаёт слушать Церковь, и начинает пытаться своими чрезвычайными усилиями обрести особую благодать Духа Святого. Здесь вопрос можно сформулировать так: если вы получили благодать в Церкви, если благодаря Церкви в вас зародилось желание сугубого подвига, то разве можно не слушать Церковь и считать, что она в чём-то ошибается? Очевидно, что и в случае христиан древней Галатии и в случае наших не в меру ревностных современников мы имеем дело с уловкой врага рода человеческого, который пытается отторгнуть нас от Бога через разрыв церковного единства.
Дай Бог, чтобы у него не получилось это сделать!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России