Флп., 244 зач., III, 1-8.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Довольно непросто представить себе такое общество, в котором не было бы иерархии: люди отличаются друг от друга, и неизбежно найдутся те, кто возьмёт на себя бремя принятия решений, те, кто станут интеллектуальными лидерами, найдутся и люди попроще, они будут стремиться к жизни тихой и незаметной, у них не будет ни желания, ни амбиций для чего-то большего. Иерархия складывается везде, есть она и в Церкви, более того, Церковь невозможно представить без иерархической вертикали, но если кто-то решит, что то или иное положение в обществе и Церкви означает привилегии в отношениях со Христом, то такого человека в перспективе могут ждать не самые приятные открытия. Именно об этом написал апостол Павел в 3-й главе своего Послания к Филиппийцам, отрывок из которого звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 3.
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
В обществе Древнего Израиля тоже была своя иерархия, на вершине которой были те люди, которые имели безупречную родословную, предки которых не запятнали себя грехами и недостойными благочестивого иудея занятиями. Апостол Павел был из числа таких людей, именно об этом он написал в только что прозвучавшем отрывке Послания к Филиппийцам. С точки зрения иудаизма Павел был совершенно безупречен, безупречны были и его предки. Если бы апостол считал всё это имеющим хоть какое-то значение в деле спасения, то он не стал бы отказываться от своего места в структуре еврейского общества. Однако Павел от всего отказался, причину отказа он выразил так: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою» (Флп. 3:7). На этой мысли апостол не остановился, и далее он написал, что не только свои преимущества в еврейском обществе он считает ничем, он ко всему прочему относится точно так же, и ценность имеет лишь познание Господа Иисуса Христа (см. Флп. 3:8).
Апостолу Павлу довелось жить в переломное время: Ветхий Завет утратил свою силу, пришло время Нового Завета, апостол стал одним из тех людей, кто на собственном примере показывал, что означает жизнь не по плоти, а по духу. Именно с этим связаны и прозвучавшие сегодня слова, которые не имеют к нам непосредственного отношения, ведь никто из нас не может себя назвать фарисеем в прямом смысле этого слова.
Однако приходя ко Христу, если, конечно, мы хотим Его познать, нам, как и апостолу Павлу, необходимо начать считать ничем всё, кроме Христа. Конечно, речь здесь не идёт о людях, а о том, что мы привыкли считать своим по праву. Сюда же можно отнести и наше иерархическое положение в обществе, в том числе и в обществе церковном. Одна из опасностей духовной жизни состоит как раз в том, что есть вероятность перепутать своё иерархическое положение и успехи на пути познания Христа. Апостол Павел, который, отбросив свои еврейские привилегии, не стал кичиться привилегиями апостольскими, — прекрасный пример того, как должен поступать стремящийся ко Христу человек.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 252 зач., I, 24-29.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям часто кажется, что христианство — одна из самых известных религий на земле. С формальной точки зрения, это верно, ведь христиан в мире большинство. Кроме того, напечатаны миллионы книг, а уж проповедей и бесед на тему христианской веры и жизни просто не счесть... Но значит ли это, что ничего таинственного, ничего загадочного и сокровенного в христианстве уже нет? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Помню, однажды я встретил в маршрутке свою бывшую студентку. Во время учёбы меня печалила её активная языческая позиция. Может быть, отчасти это была игра, может быть, стилизация, но так или иначе она прямо утверждала, что почитает языческих богов. И вот встретившись через какое-то время, мы разговорились, и она сказала: «Я ведь когда-то была православный и ходила с бабушкой в церковь, а потом разочаровалась». По разговору мне показалось, что подлинного опыта веры и даже элементарного понимания сути христианства она не имела, хотя и была уверена, что вера в Бога, ставшего человеком, для неё пройденный этап. Конечно, в подобном отношении к христианству она не одинока. Так рассуждают не только те, кто называет себя язычниками, похожие вещи можно услышать от атеистов и агностиков всех мастей.
При этом не стоит думать, что проповедовать во времена апостола было проще. Иудеи, язычники, гностики довольно часто скептически воспринимали проповедь нового учения. У каждого были свои аргументы: чьё-то учение было древнее, кто-то не верил в воплощение Творца, потому что Он слишком для этого велик, кто-то тоже не верил в воплощение, но потому, что материя связана со злом... Иными словами, проповедь христианства, причём не только в вероучительном, но и в нравственном смысле, всегда предполагала трудности. Неслучайно апостол Павел пишет о том, что он страдает, восполняя в своей плоти, недостаток скорбей Христовых. Совершая дело Божие в мире, он отдаёт себе отчёт, что ученик всегда будет переживать то же, что пережил Учитель. И если ты хочешь разделить с Ним Его путь, не рассчитывай на лёгкую прогулку. Когда строитель строит дом, он терпит самые разные тяготы, но в то же время радуется, когда видит плоды своих трудов. Как строитель Церкви Божией, Павел переживает трудности, но, обращаясь к Колоссянам, делает акцент на радости от того, что может через это строительство послужить Богу.
Но как же он понимает дело Божее, которое ему поручено? Как тайну, сокрытую от всех и открываемую только верным. Суть её в том, что Бог открыл любому человеку, вне зависимости от его прежней веры или даже неверия, возможность достичь совершенства. Причём не просто совершенства профессионального: быть лучшим менеджером, лучшим водителем, лучшим врачом... Нет. Дело вообще не в том, чтобы быть лучшим, но в том, чтобы вполне реализовать себя как человека. Стать человеком во всей полноте, раскрыть таланты, которые каждому даровал Бог. Таким образом, пока человек ищет совершенства в каких-то экзотических формах и средствах, оно оказывается рядом: стань христианином и во Христе сможешь достичь главного совершенства — совершенства в любви. Ты сможешь с любовью преподавать, с любовью лечить, охранять, убирать, торговать, быть мужем или женой, родителем или ребёнком... Во Христе научиться любить тебе поможет сам Бог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
С активной коляской Даня сможет передвигаться сам
Дане из Великого Новгорода недавно исполнилось 7 лет, и уже в следующем году он пойдёт в школу. Мальчику нравится изучать географию: разглядывать разные карты, читать и писать названия новых городов и сёл. Он с удовольствием тянется к знаниям. А вот общение с детьми ему даётся сложно.
Из-за тяжёлой болезни Даня лишён возможности ходить и нормально двигаться. Пока его сверстники бегают, играют и свободно познают мир, Даню носят на руках родители или возят на инвалидной коляске. Поэтому в обществе других детей он попросту теряется и не понимает, как с ними взаимодействовать.
Чтобы стать более подвижными и самостоятельными Дане необходима активная коляска. Это главный инструмент для социального и физического развития, который мальчику рекомендовали врачи. Такой коляской Даня будет управлять сам. Это поможет ему укрепить мышцы рук, научиться правильно удерживать спину и ноги. Кроме того, он наконец-то почувствует себя уверенно, сможет сам, без участия взрослых, подъехать к кому-нибудь из сверстников и сказать: «пошли играть».
Активную коляску изготавливают для каждого ребёнка индивидуально, учитывая его особенности и возможности. Процесс очень сложный и дорогостоящий. Собрать средства на такую уникальную технику для движения семье из Великого Новгорода помогает фонд «Игра». Вы можете принять участие в сборе, для этого переходите на сайт фонда «Игра». С вашей помощью Даня ощутит радость самостоятельного передвижения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Патриарх Тихон и советская власть». Священник Сергий Иванов, диакон Михаил Гар
У нас в студии были сотрудники отдела новейшей истории Русской православной церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Иванов и диакон Михаил Гар.
Разговор шел о служении Патриарха Тихона, о его отношениях с советской властью, об истинных причинах изъятия церковных ценностей, а также наши гости рассказали о выставке к 100-летию со дня кончины святителя Тихона «КТО НЫ РАЗЛУЧИТ ОТ ЛЮБВЕ БОЖИЯ».
Все выпуски программы Светлый вечер