Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мнение окружающих весьма сильно влияет на нас и определяет нашу жизнь. Не всегда это плохо. Ведь порой это удерживает нас от неблаговидных поступков. Однако есть и отрицательные стороны. Порой мы чрезмерно зависим от того, что о нас говорят и думают другие. Идём у людей на поводу, теряем себя. Своё решение этой проблемы предлагает тот отрывок из 8-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
У одного из великих древнееврейских святых, пророка Иеремии, есть предсказание о наступлении особого времени в истории человечества. Однажды Бог заключИт с людьми новый союз вместо старого, который Он когда-то заключил со всем Израильским народом. Отношения Творца и людей приобретут иное качество. Если раньше, чтобы поддерживать связь с Богом, иудеям было необходимо соблюдать закон, написанный на скрижалях, а также в других писаниях пророка Моисея, теперь всё изменится. Закон Божий будет написан у каждого человека в самом его сердце.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел ссылается на это пророчество и утверждает, что оно совершилось. С пришествием в мир Христа Спасителя наступила новая эпоха. Бог заключил новый союз, как его называет Павел, Новый Завет. И теперь в близкие отношения с Творцом может вступить не только тот, кто происходит от праведного Авраама. Но всякий, кто уверует в Иисуса как Мессию и Сына Божия.
Далее апостол довольно чётко определяет признак, который указывает на то, что человек действительно находится в новых отношениях с Богом: «не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня». Понимать эти строки можно следующим образом. Обыкновенно, тот, кто соблюдает букву закона, волей-неволей превозносится над теми, кто её не соблюдает. В свою очередь нарушитель закона нередко чувствует свою вину за преступление. В широком смысле у него возникает естественный стыд за своё несоответствие принятой норме. Именно так устроено ветхозаветное общество. Мы все озираемся друг на друга с мыслью, а что о нас скажут, и что подумают.
Однако те, кто вступил в новые отношения с Богом, имеют такой источник благодати внутри, что, даже если они безупречны перед лицом закона, то ни капли не превозносятся над окружающими. Говоря проще, не поучают их менторским тоном. Не стоят над душой со своими правилами и принципами. Более того, если такой человек в чём-то отступил от принятых законом правил, он не испытывает чувства стыда и вины. Однако не потому, что его сердце каменное, как у злодея. А потому, что Бог живёт и действует в его сердце. Божественная воля направляет все его мысли, чувства, слова и поступки. И теперь норму поведения для него устанавливает не общество, не мнение большинства, а глубокая и живая духовная интуиция. Это и есть то новое знание Бога, о котором говорит Павел.
Несмотря на то, что номинально многие из нас принадлежат к христианской Церкви, в нас ещё очень много ветхого, не обновлённого. В частности, мы всё ещё бывает кичимся своим благочестием, добропорядочностью, успешностью и превозносимся над ближними. И наоборот, если за какие-то свои действия мы становимся в глазах окружающих неблагонадёжными, нерукопожатными, мы испытываем целую палитру тяжёлых чувств. Сегодня апостол призывает нас к духовному росту. Тот, кто посвящает Свою жизнь поиску и исполнению воли Творца, кто во всех Своих делах старается жить по Евангелию, служить ради Христа окружающим, вступает с Богом в Новый Завет. А вместе с этим получает особую духовную интуицию, дар милости и снисхождения к людям и, конечно же, свободу и независимость от того, что о нём говорят и думают окружающие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер