Евр., 334 зач., XIII, 7-16.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи.
Людям свойственно почитать героев, называть в их честь школы, улицы, а иногда и целые города. Когда мы говорим о героях, мы ставим их в пример, подразумевая, что так, как они, должен уметь поступить каждый, ведь герой — это тот, кто готов к великим делам. Но должен ли христианин стремиться быть героем? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы послания к Евреям, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 13.
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,
12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
Апостольское чтение, которое сейчас прозвучало, напомнило мне одну историю. Она произошла за несколько лет до Второй Мировой войны в одной из европейских стран. Отряду солдат приказали расстрелять группу арестованных людей. Казнь не предполагала ни суда, ни следствия, ни вины... Она была результатом только одного факта: те, кого собирались казнить, отличались от палачей национальностью. Но неожиданно один из солдат отказался стрелять в людей, которые явно были невиновными. Окружавшие его сослуживцы посчитали такое поведение позорным и всячески ему это демонстрировали. Более того, о произошедшем узнала его семья, и детей стыдили, говоря, что их отец повёл себя постыдно. Прошло несколько лет, правда о подобных расстрелах открылась всему миру и те, кто стыдился своего отца, поняли, что на самом деле он был героем. Не знаю, понимал ли он сам, что его поведение было героическим. Вполне вероятно, что нет. Он просто повёл себя правильно и иначе повести себя не мог. Сегодня рассказывать о нём легко. Легко назвать его героем, потому что характер его поступка очевиден. Но вот повести себя героически в момент, когда окружающие тебя не поддерживают на правильном пути, — очень трудно.
Сегодняшнее чтение начинается с призыва апостола Павла помнить собственных наставников, то есть видеть в них пример для подражания. Причём не только в жизни, но даже в смерти. И подражать не только своим личным наставникам, но и Наставнику с большой буквы — Самому Христу, который жив и сейчас и ничуть не изменился. Что же отличало Его во время земной жизни? Он всегда был верен Богу, несмотря на то, чем эта верность могла Ему грозить. В итоге за эту верность Спаситель не только понёс поругание, но и был распят. Распят как преступник, вне стана, так что никто, кроме небольшого числа учеников, не считал Его правым, но все считали Его опозоренным.
И что же говорит апостол Павел? Выйдем вместе с ним за стан, чтобы понести Его поругание. Проявим ту же верность, чего бы нам это ни стоило.
Может возникнуть вопрос: что эта верность означает на практике? И ответ будет достаточно простым по форме и труден по исполнению, ведь речь идет про верность заповедям. Соблюдая их изо дня в день человек не становится героем, его жизнь может быть непонятна окружающим, но Бог видит его подвиг. Жена или муж заболели, а здоровая сторона продолжает жить в браке, вместо того, чтобы искать комфортной и легкой жизни на стороне; семье сообщают о болезни ребенка, чьего рождения родители очень ждут, а они не делают аборт и готовы заботиться о нем столько сколько нужно; человеку предлагают деньги, чтобы он закрыл глаза на явное преступление, а но остается честен и верен долгу... Примеры такой верности заповедям можно приводить бесконечно, но суть их останется неизменной. Верность Богу по-разному оценивается обществом и порой бывает рискованной и трудной, но важно помнить, что только она по-настоящему спасает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Будённовск (обзор)
На реке Кума, в ста семидесяти километрах восточнее Ставрополя, расположился город Будённовск. В честь военачальника Семёна Будённого он был наименован в двадцатом веке, а прежде значился на картах как Святой Крест. Это название хранит память о чуде, которое связано с именем благоверного князя Михаила. Он правил Тверью в четырнадцатом столетии, во время татаро-монгольского ига. Глава Золотой Орды, хан Узбек, разгневавшись на Михаила, вызвал его к себе. Князь явился по требованию, чтобы не навлечь беду на всю Тверскую землю. И был захвачен в плен! В неволе узник горячо молился, осознавая скорую кончину. Его казнили и отправили останки на родину. Когда скорбный обоз остановился на ночлег на территории современного Будённовска, над телом Михаила Тверского воссиял крестообразный огненный столп! Тот самый Святой Крест, что дал название селению. Сегодня многие жители Будённовска выражают желание вернуть городу прежнее имя.
Радио ВЕРА в Будённовске можно слушать на частоте 101,7 FM