Еф., 221 зач., II, 14-22.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда современный человек узнает, что в оригинальном языке Библии есть специальное слово, которое используется для обозначения неевреев, то нашему современнику бывает немного обидно, и он склонен видеть в этой лингвистической особенности досадное проявление национализма. Если же мы знаем Священное Писание на достаточном уровне, то знаем мы и причину появления разделения всего человечества на две неравные по численности группы: на евреев и неевреев. Всё дело в законе Моисея, именно он стал той стеной, которая отделяла одних людей от других, ну а происхождение от праотца Иакова было в этом разделении вторичным. С христианской точки зрения в наши дни закон Моисея не может служить причиной для разделений. Об этом сказано во 2-й главе Послания апостола Павла к Ефесянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Только что прозвучавший отрывок Послания к Ефесянам начался с довольно загадочных слов о некой преграде, «стоявшей посреди». Контекст послания и традиция его понимания свидетельствуют о том, что речь здесь идёт о преграде, разделявшей евреев и язычников. Конечно, крайне наивно было бы полагать, что основой для разделения была лишь национальная принадлежность, ведь само понятие национальности относительно недавнее, а в эпоху появления книг и Нового, и Ветхого Заветов этого понятия не существовало, и стать евреем мог любой человек, решивший жить по закону Моисея. Этот закон имел своей основой веру в Единого Истинного Бога, а также веру в то, что с Моисеем и с библейскими праотцами общался Сам Бог, а значит все те слова Бога, которые Библия атрибутирует как слова Бога, — это бесспорная истина, и Бог таков, каким Его описывает Библия, служить же Ему нужно так, как то было установлено при Моисее. Соответственно, все остальные варианты представлений о Боге и о поклонении Ему — ложные. Можно сказать, что упомянутая апостолом Павлом стена — это стена, отделяющая знающих Бога людей от всех остальных.
Христос уничтожил эту стену. С Христовым Пришествием закон Моисея утратил свою актуальность, ведь этот закон был нужен лишь для подготовки народа Божия к Пришествию долгожданного Мессии. Спаситель дал нам новый закон, и этот закон совершенно не похож на закон Моисея, он не содержит в себе бесконечного перечня дозволенных и недозволенных действий, разрешённых и неразрешённых продуктов, он не описывает порядок принесения жертв, ведь он и вовсе не предполагает жертвоприношений. Закон Нового Завета — это не закон плоти, то есть не тот закон, который можно изложить на бумаге или же всеобъемлюще выразить словами, этот закон — закон Духа Святого, а Дух, как о том сказал Спаситель в Евангелии от Иоанна, «дышит, где хочет» (Ин. 3:8), и закон Духа одинаков, что для еврея, что для бывшего язычника, что раба, что для свободного, что для мужчины, что для женщины.
Эту мысль апостол Павел выражал в своих посланиях самими разными способами, он всячески стремился помочь адресатам посланий преодолеть привычку к разделению на своих и чужих, пытался научить их думать абсолютно о каждом человеке как о том, ради кого пришёл Христос, ради кого Господь пострадал и воскрес. Чтобы в полной мере понять мысль апостола и научиться мыслить так, как он учил, необходимо основанием своей жизни видеть Христа, именно этот призыв мы с вами только что услышали в прозвучавшем отрывке Послания к Ефесянам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 декабря. О Христе как краеугольном камне нашего спасения
В 20-й главе Евангелия от Луки есть слова о камне, который отвергли строители: «Всякий, кто упадёт на тот камень, разобьется, а на кого он упадёт, того раздавит».
О Христе как краеугольном камне нашего спасения — протоиерей Максим Горожанкин.
Учителя иудейские столетиями отвергали пророков Божьих, убивали их, гнали. И вот приходит сам Господь, который говорит, что «Я камень, но если Я вам неудобен, то вы разобьетесь и умрете, потому что если Бога не принимаешь, если не становишься каменным в вере, то каменеешь сам». И вот об этом говорит Христос и от этого предостерегает своих слушателей и нас с вами.
Что же это за камень, который отвергают строители? Этот камень — это Христова любовь. Если человек ее отвергает, то прегрешает и погибает. Если же человек начинает на этом благом камне строить свою духовную жизнь, то этот камень веры становится фундаментом любви. И дай Господь, чтобы эти камни были кирпичиками нашей духовной жизни, а не тем, обо что мы спотыкаемся, падая в неверие и сомнения. А те камни жизненных испытаний, которые падают у нас сверху, мы также должны отражать верой, надеждой и любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О христианах как Божьих избранниках
Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению».
О христианах как Божьих избранниках — священник Николай Дубинин.
В Новом Завете неоднократно говорится, что христиане избраны Богом. Это не значит, что Бог кому-то предпочел нас. Это не значит, что Бог как-то выбирает. Избранничество — это скорее честь и ответственность, к которой не все готовы.
Вот в большой семье есть дети, которые готовы быть ответственными, помогать родителям, выполнять домашние задания. Ну а есть дети помладше или просто неосознанно, которые это не способны подъять. Они живут в другом режиме. Конечно, родители любят одинаково всех, но то, как проявляет себя ребенок, как он это чувствует, как он любит в ответ своих родителей, вот что главное.
Поэтому апостол Павел под избранничеством имеет в виду ту ответную любовь, которую мы должны иметь, и ответственность, и любовь к Богу. Вот тебя Господь призвал в Царство Божие, за тебя Господь на кресте искупление совершил, и ты в ответ Бога люби, и ты делай что-то для своего спасения. Господь уже все сделал, вплоть до того, что на крест взошел. Так и ты подражай своему учителю. Пусть для тебя это будет тоже величайшим делом всей твоей жизни, служить и любить Бога в ответ.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О подвиге Священномученика Сатурнина Тулузского
Сегодня 12 декабря. День памяти Священномученика Сатурнина Тулузского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Имя святого Сатурнина вместе с иными древними святыми было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви в марте 2017 года решением Священного Синода. Согласно житию святой Сатурнин пострадал за Христа в жестокое гонение императора Декея. Он был епископом. В местах его проповедей не было каких либо сложившихся христианских общин. Там, где не было христиан, не было и гонений, поэтому Сатурнин вполне мог бы укрыться от преследования, однако он продолжил проповедовать.
Однажды он стал свидетелем языческого волхвования в идольском капище. При его появлении идолы замолчали. Тогда гнев толпы обрушился на святого. Его привязали к быку и так обрекли на жесточайшие страдания. Мученичество святого произошло во французской Тулузе. Предание именует мучника первым епископом города. Подобно святому Дионисию Парижскому, Иринею Леонскому, Виктору Марсельскому и другим древним святым, мученик Сатурнин был одним из тех, благодаря проповеди которых прежде языческая Римская империя уверовала. Так что в начале IV века царь Константин Великий дерзнул провозгласить христианство официальным исповеданием империи. «Москва — Третий Рим» говорим мы.
Так, благодаря истинной вере между древними святыми и нами рождается преемство предания и святости. Пример святого мученика Сатурнина учит нас хранить и возвещать святое православие.
Все выпуски программы Актуальная тема