— Ты сколько поклонов делаешь в Великий пост? Я — сто!
В бытность неофиткой я часто озвучивала нечто подобное. Очень любила поклоны, посты. С большим воодушевлением приняла всю внешнюю сторону Православия. И гордилась собственным усердием. Новообращенным подобное в принципе свойственно, однако, когда меня, молодую христианку-энтузиастку пытались убедить, что внешнее делание не так важно, как внутреннее, я просто сыпала на собеседников цитаты из Священного Писания и святых Отцов, доказывающих неправоту моих оппонентов.
Больше всего мне нравилось делать земные поклоны. Виделось в этом что-то старинное, исконное, величественное. А еще казалось, что Господь непременно должен оценить мое усердие. Как же, я ведь главу приклоняю и плоть смиряю, а не благочестивым фитнесом занимаюсь, как говорили про меня некоторые знакомые. Но однажды любопытный случай заставил серьезно задуматься, зачем на самом деле я так усердствую с поклонами?
В Московский зоопарк привезли мою любимую африканскую птицу — китоглава. Птица эта невероятно красива и величественна, а еще ей свойственно довольно оригинальное поведение. Я прочла в интернете, что когда китоглав встречается с другой птицей, животным или человеком, он старательно кланяется, качая массивной головой, а потом громко клацает своим большим розовым клювом. Если китоглаву поклониться первым, он ответит, и галантная церемония взаимных поклонов может продолжаться довольно долго. Я не могла не пойти в зоопарк. Очень хотелось встретиться с моим заочным любимцем.
Вот, я уже на территории Московского зоопарка, подхожу к вольеру. На меня смотрит большая серая голова с клювом цвета персика и золотистыми неподвижными глазами. Я делаю поклон и жду ответного жеста. Но китоглав не обращает никакого внимания на мою галантность. Просто стоит за оградой вольера и смотрит. Делаю еще один поклон. Снова никакой ответной реакции. Я даже немного расстроилась.
Шла домой и размышляла: я кланялась, кланялась, чтобы птица ответила... А она не ответила... Стоп. А что, если все мои множественные земные поклоны в храме или дома перед иконами — тоже ни что иное, как попытка вызвать ответную реакцию Бога? Мол, я Тебе поклон, а ты мне — исполнение всех желаний? Эдакий не христианский, а магический жест?
Да, признаюсь, в этом предположении была доля правды. Чуть ли не первый урок, который усваивают многие неофиты, состоит в том, что Бог не должен соответствовать нашим ожиданиям. Да, сказано: «Просите, и дано будет вам». Господь слышит молитвы, и дает человеку то, что будет ему полезно для спасения. Но воля Божья для нас непостижима. Над Богом ничего не довлеет, в особенности какие бы то ни было ритуалы или благочестивые жесты.
Сейчас я, конечно же, держу посты, и делаю поклоны. Только теперь стараюсь правильно расставлять приоритеты. Поклоны выражают мои чувства, разнообразные чувства к Богу: покаяние и смирение, благоговение и трепет, ликование и хвалу, благодарение и радость. Во всяком случае, очень стараюсь, чтобы так было.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 228 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться обращать внимание на хорошее и поменьше замечать плохого в своей жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света
Апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке сопоставляет два образа жизни. Один он сравнивает с пребыванием во свете, а второй — с блужданием в темноте. Первый — путь к полноте бытия, второй — путь к пустоте и смерти. По первому идут чада Божии, по второму — сыны противления. Что же является отличительными признаками этих двух путей?
О том, что свойственно для сынов противления, говорит само их наименование. Они постоянно сопротивляются. Сопротивляются людям, которые, по их мнению, ведут себя неправильно. Сопротивляются обстоятельствам жизни, которые нарушают их планы. Сопротивляются Богу, Который, на их взгляд, мог бы управлять этим миром получше. Сопротивляются самим себе: своему прошлому, настоящему и будущему. Рисуют в голове образы, как надо было сказать и сделать. Они постоянно что-то кому-то доказывают. Окружающим, Творцу, самим себе. Вечно им что-то не нравится. Вечно они брюзжат и критикуют. И это происходит не обязательно видимым образом. Все эти баталии могут происходить внутри, в голове. Именно в таком состоянии тотального неприятия находится сатана. Неслучайно с еврейского его имя переводится как противник, тот, кто сопротивляется. Само по себе это сопротивление даже без дел и слов, просто на уровне ощущения происходящего, достаточно для того, чтобы превратить жизнь в мрак и ад. Это постоянная война против всех, чтобы доказать, что я прав. Что последнее слово за мной. Быть в этом состоянии очень тяжело. Ведь постоянно накатывают стыд, разочарование, жалость к себе, ненависть и злоба. Отсюда и огромное напряжение. И для того, чтобы это напряжение снять, человек порой и бросается во все тяжкие. У него появляются разного рода одержимости и зависимости от вещей, людей, эмоций и состояний. Чем больше сопротивление, тем серьёзней зависимость. Тем глубже грех.
Состояние сыновей Божиих иное. Они живут в состоянии принятия мира, людей, Бога и самих себя. Поэтому у них нет того дикого напряжения внутри, которое есть у сынов противления. Они никому и ничего не доказывают, они не воюют, не сопротивляются жизни. Череда её событий, как радостных, так и печальных, легко проходит через них, как луч света проходит через чистое, прозрачное стекло. А потому и грех не приживается в их душе. Они легко его отпускают. В чём секрет таких людей? Это люди, которые, по словам апостола Павла, умеют благодарить. Не просто говорить «спасибо» из вежливости. А замечать и радоваться тому, что обыкновенно кажется нам привычным и обыденным. Они умеют даже в негативных событиях видеть светлые стороны. А всё потому, что себя в этом мире они осознают как исполнителей воли Бога, а не как хозяев жизни. И свою роль видят не в том, чтобы управлять вселенной, а в том, чтобы скромно служить Творцу и ежедневно воплощать в своём общении с окружающими заповеди Евангелия.
В каждом из нас есть нечто и от сынов противления, и от детей Бога. Однако важно помнить, что мы всегда легче и быстрее склоняемся ко злу, к темноте. Именно поэтому необходимо тратить больше энергии на то, чтобы взращивать в себе свет. И поэтому апостол советует нам почаще благодарить. Буквально заставлять себя в конце каждого дня говорить Богу спасибо за то, что дал мне силы ещё один день послужить Ему и его детям. Говорить Ему спасибо за конкретные дела любви, которые я исполнил сегодня, а если не смог, то собираюсь с Его помощью исполнить завтра. Если будем формировать у себя этот навык, то со временем заметим, что в нашей жизни стало больше света. Несмотря на то, что её обстоятельства могут не измениться, изменится наше отношение к ним. В душе станет больше благодарности Богу, людям и даже самому себе. А вместе с благодарностью жить станет проще, легче и радостней.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Журнал «КлеверЛаб» — добрый помощник в деле воспитания детей
«КлеверЛаб» — это интернет-журнал проекта «Клевер Лаборатория». На его страницах собраны лучшие примеры и опыт в области образования и воспитания детей. Над созданием материалов трудится команда детских психологов, педагогов, методистов и священников.
Онлайн журнал «КлеверЛаб» полезен не только родителям, но и всем, кто связан с воспитанием подрастающего поколения.
Игумен Герман (Скрыпник) преподаёт в одной из школ Луганской Народной Республики «Основы православной культуры». Часто, обсуждая с детьми истории из Священного Писания, священник касается и вопросов житейских. Например, темы ревности в семье. «Оказывается, что ребят нередко беспокоит появление младшего братика или сестрички. И это очень острый вопрос», — рассказывает игумен Герман. «Для меня, как педагога и священника, помощником в этой деликатной теме стал материал от журнала „КлеверЛаб“ о детской ревности — откуда она берётся и что делать, если дети в семье начинают ревновать. Благодаря советам и рекомендациям специалистов мы совместно с детьми учимся заботе и любви к ближнему, преодолевая негативные переживания».
На страницах интернет-журнала «КлеверЛаб» собраны материалы, которые будут полезны как в работе с детьми, так и в семейной жизни.
Чтобы проект продолжал развиваться, ему важна поддержка. Любая, даже небольшая, финансовая помощь позволит редакции журнала создавать ещё больше интересных статей для всех, кому небезразлично будущее детей.
Найти проект в интернете просто — наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Знаменский храм в селе Яковлево». Александр Воробьев
У нас в студии был инициатор восстановления Знаменского храма в Селе Яковлево Ивановской области Александр Воробьёв.
Наш гость рассказал, как начал заниматься возрождением храма в месте, где с детства проводил много времени, почему это для него стало так важно, как и что удается делать и как возрождающийся храм преображает жизнь всего села.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер