Помнится, не так уж и давно, с лент интернет ресурсов и телеэкранов не сходило требование неких граждан убрать из Третьяковской галереи картину Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Подписавшиеся под требованием граждане, направили его в Министерство культуры и руководству Третьяковской галереи, заявляя, что данная картина искажает историю, оскорбляет правителя и является непатриотичной. Далее все участники протеста щедро раздавали интервью, называя себя православными активистами. В итоге, некоторые средства массовой информации стали преподносить частное мнение небольшой группы граждан, как волеизъявление чуть ли не всех православных христиан или даже официальную позицию Церкви. Помнится, в эфире телеканала «Дождь» эта новость вышла под заголовком: «Православные патриоты посягнули на живопись». Таким образом, заявление, подписанное директором молочного комбината, одним адвокатом и несколькими светскими деятелями, - то есть, вполне себе частными лицами, - стало новостным поводом, в котором имя Церкви прозвучало с унизительными эпитетами.
Нет, я ничего не имею против мнения людей, считающих, что Илья Репин изобразил спорный исторический факт. Все это область дискуссий. Поражает тут другое. Откуда у микроскопической группы лиц столько самоуверенности, что они требуют от властей принять их гипотезу как всеобщий закон?
Ну вот представьте себе человека, которого раздражает, предположим, скрипач за стенкой. И вот он находит себе двух-трех единомышленников и пишет письмо в Министерство культуры с требованием запретить на территории России все музыкальные школы и консерватории по классу скрипки. Все подписавшие письмо исправно платят налоги в бюджет страны и поэтому подписываются: налогоплательщики Российской Федерации. Как вы думаете, на следующий день выйдут передовицы и выпуски новостей с заглавием «налогоплательщики России требуют запретить уроки скрипки»? Нет, конечно. Так почему же в случае с группой товарищей, которые называют себя православными активистами, выходит ровно наоборот? Почему СМИ внезапно теряют способность дефиниций и выстраивают следующую логическую ошибку: запрета требует группа, называющая себя православными; православие - религия большинства; запрета требует большинство православного населения страны. И уже все новости пестрят заголовками, в которых частное мнение нескольких человек преподносит всю Церковь как сообщество безнадежных маргиналов.
Выходки подобных православных активистов – просто именины сердца для врагов Церкви. Пожалуй, даже явные недруги не наносят ей столько вреда, сколько подобные ревнители. Хотя конечно, в Церкви есть разные мнения и разные люди, но мне видится весьма неадекватным, когда имя моей веры прилагают к каким-то частным увлечениям, гипотезам или даже фантазиям. Поэтому наперекор всем правилам русского языка о частях речи, смею заявить, что слово «православный» - не прилагательное, слово православный - существительное. И дай Бог нам не забывать эти правила веры и жизни.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова