В разгар Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов Достоевский в своём «Дневнике писателя» опубликовал размышления о Плевне — болгарском городе, осаждённом турками и превращённом ими в неприступную крепость. Русские войска несколько раз пытались штурмовать её, но — безуспешно. Фёдор Михайлович называл Плевну «твердыней, которая уже потребовала двойных, тройных усилий, чем предполагалось вначале, и которая до сих пор еще не взята». Однако тут же, следом, Фёдор Михайлович писал: «Возьмут Плевну, наверное. Возьмут Османа, когда он пойдет напролом чтобы выйти из собственной западни и не умереть в ней с голоду...» Эти слова Достоевского сбылись с поразительной точностью.
Осада Плевны стала одним из ключевых эпизодов Русско-Турецкой войны. Россия вступила в неё, чтобы защитить братьев по вере. Болгария тогда входила в Османскую империю, и на её территории турки жестоко притесняли коренное христианское население. В те дни болгарский Центральный комитет национально-освободительной борьбы выпустил воззвание к народу. В нём говорилось: «Русские идут бескорыстно, как братья, на помощь...»
Первый штурм Плевны произошёл 20 июня 1877 года. Обстрел крепости длился 4 часа. В какой-то момент русские пошли в наступление. Но у турок было почти троекратное превосходство в численности. В результате наша армия под командованием генерала Юрия Шильдера отступила. Спустя 10 дней подошло подкрепление — пехота и кавалерия. На сей раз перевес по численности и вооружению оказался у русской армии — более 29 тысяч солдат против 24-х тысяч у турок. Пятидесяти четырём турецким орудиям противостояло сто сорок русских пушек. Казалось бы — победа у нас в руках! Российским солдатам удалось прорваться к главной линии укреплений крепости. Но шквальный огонь с турецкой стороны снова заставил отступить — слишком уж велики оказались потери... Ходом этой операции руководил генерал Михаил Дмитриевич Скобелев. После второй неудачи у стен Плевны он решил отрезать крепость от снабжения. 22 августа русская армия успешно атаковала город Ловчи в 20 километрах от Плевны, через который в крепость шли поставки провианта. После этого было решено штурмовать город в третий раз.
Третий штурм состоялся 30 августа 1877-го. Он стал одним из самых кровопролитных. И — увы, снова закончился для русской армии неудачей. Однако Плевна по-прежнему оставалась в блокаде. И российское командование приняло решение — ждать, усилив осаду города. Герой обороны Севастополя, инженер Эдуард Тотлебен, придумал способ сброса воды с городской плотины. В крепости остановились водяные мельницы. У противника не стало возможности молоть муку и выпекать хлеб. Голод и постоянные артиллерийские обстрелы вынудили турецкого военачальника Османа-пашу на отчаянный шаг. Из обороны он решил перейти в наступление. 10 декабря турки атаковали русские войска. Однако, ослабленные осадой, они уже не смогли, как раньше, противостоять императорской армии. 28 ноября 1877 года раненый Осман-паша приостановил сражение и приказал поднять белый флаг. Турецкая армия безоговорочно сдалась.
Пять месяцев боёв за Плевну стоили нашей армии множества солдатских жизней. Но эта победа переломила ход войны. Падение Плевны ослабило турецкую армию. Болгария была освобождена от османского ига. А для русских войск открылся путь через Балканы к Константинополю, в результате чего в 1878 году был подписан выгодный для России во многих отношениях Сан-Стефанский мирный договор.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер