
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Совсем скоро начнётся Великий пост, и Церковь продолжает нас к нему готовить. Несмотря на то, что смысл Великого поста состоит вовсе не в том, чтобы как можно меньше и реже вкушать пищу, в ближайшие недели именно о еде мы будем слышать из самых разных источников, в этом потоке информации непременно найдут своё место и размышления о воздержании от еды как о пути приближения к Богу. Однако такое воззрение глубоко ошибочно, на его ошибочность указывают звучащие сегодня во время литургии в православных храмах слова апостола Павла. Они взяты из отрывка 8-й и 9-й глав Первого послания к Коринфянам. Давайте послушаем эти слова святого апостола.
Глава 8.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
Начало только что прозвучавшего отрывка из Первого послания апостола Павла к Коринфянам заслуживает повторения: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Конечно же, апостол Павел ничего не выдумывал, его слова по своему наполнению совпадают со словами Самого Христа, зафиксированными Евангелием от Марка: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:15).
Но почему же мы тогда постимся? Почему Церковь как будто бы игнорирует эти слова?
Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос в услышанном нами отрывке Первого послания к Коринфянам.
С одной стороны, размышления апостола Павла начались с заявления о том, что пища не способна кого-либо ни приблизить к Богу, ни удалить от Него. С другой же стороны, закончил апостол очень яркими словами: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8:13). Получается, что, говоря о пище в начале, апостол Павел подразумевал пищу саму по себе, то есть без ее социальных и всех прочих сторон. В этом смысле первое упоминание пищи можно сравнить с упоминанием, скажем, дерева, которое само по себе нейтрально, однако может быть использовано человеком очень по-разному, и не все употребления дерева в равной степени безопасны для души человека. По мысли апостола Павла, дело не в том, что и когда ест человек, а в том, как свобода человека соотносится с другими людьми. В годы жизни святого апостола ещё не было привычных нам многодневных постов, но была идоложертвенная пища, и, как следствие, возникал вопрос об отношении к ней: могут ли христиане ее вкушать? Не станет ли это изменой Христу? Сам апостол полагал, что нет, не станет, и, следовательно, можно. Но не все были с ним согласны, и апостол готов был отказаться вообще от любого мяса, чтобы случайно не вкусить чего-то идоложертвенного, памятуя о том, что вопрос пищи глубоко вторичен, а потому не должен становится угрозой христианского единства.
В наши дни необходимо руководствоваться той же самой логикой, и смотреть на пост лишь как на некий инструмент, который может быть использован диаметрально противоположными способами. Он может спасти, а может и привести к тому, что из сердца начнёт исходить то, что оскверняет его.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Забыть себя. Светлана Чехова

Одно из самых больших моих открытий — Бог помогает тогда, когда мы забываем про себя. Своим эгоизмом мы не даем Ему действовать в нашей жизни. Бесконечно думаем о себе, своих проблемах и печалях, молим Бога о себе несчастном и сокрушаемся, когда не получаем просимое. Но стоит отвлечься от себя, начать служить людям и Богу, как тут же Господь входит в жизнь и дает тебе больше, чем ты просил. Но что самое интересное, тебе это уже и не так нужно, ты становишься счастливым и без того, о чем ты так грезил и переживал.
Мне было 18 лет. Я очень хотела выйти замуж. Не просто очень хотела, а так сильно, что невозможно было больше терпеть оставаться в статусе незамужней. Счастье я видела лишь в этом, грезила, мечтала. И это же было причиной моих глубоких страданий.
Поняв, что в 18 лет моя жизнь закончилась, потому что не нашелся «тот самый он», я решила сконцентрироваться на работе и благотворительной деятельности. Устроилась в несколько благотворительных фондов и начала помогать старикам, бездомным, сиротам. Каждое утро приносила на работу сотрудникам конфетки, чтобы задать хорошее настроение на целый день. С вечера заходила в сладкую лавку рядом с домом и старательно выбирала, чем бы порадовать коллег. Иногда на последние деньги, но что интересно, на следующий день деньги все равно откуда-то приходили, и я ни в чем не нуждалась.
Покупала цветы на улице, дарила прохожим. Вела дневник, куда обязательно нужно было вписать 1 доброе дело, сделанное за день. Ходила в храм. Начинала и заканчивала день с молитвы. Тогда мне казалось, что я делаю все сама, но сейчас понимаю, что Господь по своей милости давал мне силы и возможность жить так.
Когда я решала проблемы других людей, мои собственные решались сами собой. На работе меня быстро повысили до начальника отдела, не смотря на мой юный возраст. Появилось очень много друзей, знакомых.
За мной ухаживали трое прекрасных молодых людей: писали стихи, дарили цветы и подарки, приглашали на свидания, но мне было уже не до этого: то в детский дом нужно ехать устраивать праздник, то в святое место помолиться, то посылки заключенным отправлять.
Тут уже я задумалась и решила, что пусть Господь все управит. И Он управил. Не прошло и года, как я вышла замуж. Как только я немного отлепилась от себя, начала исправлять свою жизнь и сердце, Господь подарил мне столько, сколько я и не просила и даже не могла представить, что такое возможно в моей маленькой жизни. Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност говорил: «Спасти себя — это значит забыть о себе, вспомнить о Боге, вспомнить о своем ближнем». Помоги нам Господи усвоить эту простую истину.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
«Там, где мы есть»

Фото: Davide Cantelli / Unsplash
В библиотеку мне совсем не хотелось. На улице — тёплые, солнечные деньки, и так здорово гулять по городу, смотреть, как полыхает на солнце разноцветное пламя в кронах деревьев — жёлтое, красное, рыжее. Но завтра важный зачёт. И поэтому я не буду сегодня бродить по осенним проспектам и ловить падающие кленовые листья. А проведу день в полумраке читального зала.
Библиотека встречает тишиной. Я взяла свои книги, села за стол, включила лампу. Ещё раз со вздохом взглянула в окно на яркий день. Ну почему я сейчас не там?! Открываю объёмный том. Что это? Какая-то бумажка между страниц. Сложенный вдвое листок бумаги. Наверно, чья-то закладка. Листок старый, пожелтевший, кое-где помятый. Кажется, на нём что-то написано. С любопытством разворачиваю. Красивым, ровным почерком, на листке выведены слова: «Хорошо там, где мы есть».
Откладываю листок в сторону. Тоже мне, откровение! Ну чего хорошего в том, что я сейчас сижу в библиотеке, вместо того, чтобы наслаждаться последним, может быть, тёплым днём?.. А вдруг... Вдруг прав тот, кто это написал? Ведь я же тут не просто так. Я готовлюсь к зачёту. Сдам его, и в выходные буду спокойно гулять, а не готовиться к пересдаче. Значит, хорошо, что я здесь!
Улыбаюсь и успокаиваюсь. Открываю нужную страницу, а закладку возвращаю на место. Вдруг ещё кому-нибудь пригодится?
Текст Анны Покровской читает Лариса Брохман.
Все выпуски программы Утро в прозе
23 февраля. О приготовлении к Великому посту и предстоянии перед Богом

Сегодня 23 февраля. Неделя о Страшном Суде.
О приготовлении к Великому посту и предстоянии перед Богом — игумен Лука (Степанов).
Многие не знают этого названия, последней перед Великим постом недели, а знают только, что это Масленица, время веселья, развлечения, катания, гадания. А надо бы помнить, что эта неделя в церкви как раз именуется неделей о страшном суде. Это период, когда заканчивается время и начинается вечность. А время, нам знакомое, начнется уже с грехопадения Адама, с следующего воскресения, изгнания из рая и уже в течение времени так, как нам оно знакомо по нашей с вами жизни. Так что, это самая сырная неделя, сплошная седмица, но в которую уже не вкушается мясная пища. Есть время созерцания своего предстояния перед лицом Божьим. В вечности — это богослужения, которые уже имеют вид и интонации Великого поста. На этой седмице уже начинается чтение молитвы Ефрема Сирина с коленопреклонениями накануне среды и пятницы. Это особо потрясающее всякую душу христианскую свидетельство Евангелия о том, как неумытный суд Господень будет для каждого несомненной реальностью.
Все выпуски программы Актуальная тема