На клиросе — так называется церковный хор — я научилась петь, еще будучи совсем ребёнком. Моя тетушка, которая растила меня после смерти родителей, регентовала в храмах Москвы и Подмосковья. Регент — это дирижер церковного хора. Сначала я просто подпевала, а со временем стала полноценно заменять певчих, которых не хватало в составе.
А так как я училась в музыкальной школе, нотную грамоту знала. И это значительно облегчало труд маленькой певчей. Восемь гласов — это специальные церковные напевы и распевы — их я выучила еще когда была совсем ребенком.
Потом все пошло проще. Задача певчей — слушаться регента. Задали тон, показали, что петь — и поешь. В остальном — ответственность — на регенте. Не думала, что когда-то эта ответственность, буквально, упадет на меня!
Это была обычная вечерняя коротенькая служба с акафистом святителю Николаю. Нас должно было быть четверо: трое певчих и регент. Когда батюшка дал возглас, мы поняли, что регента в храме нет. А ждать некогда. Что делать? Никто из нас никогда не регентовал прежде, только пел.
Стали выяснять, кто из нас больше понимает в службе. В общем, чтобы спасти ситуацию, я взяла инициативу в свои руки. Ну, как бы, «аминь» спеть большого ума не нужно. Но дальше-то что делать? Мы совсем не знали. В общем со страху все стихиры пели на один, шестой глас.
Почему батюшка молчит? Мы что-то упустили? А сейчас что поется? И так всю службу. Стресс, конечно, ощутила я тогда колоссальный.
В этот день служил отец Андрей. Он всегда очень терпелив и добр к клиросным — если нужно, то подождет, а если образовалась слишком большая пауза, то никогда не будет ругать за это. Может спросить потом, что случилось и обязательно пошутить — ведь нужно же подбодрить трясущегося регента.
Когда служба закончилась, в храм вошла девушка регент, которая должна была провести вечернюю службу. Оказывается, она ошиблась со временем начала богослужения. Маша — так звали регента, тогда еще не знала, что ее ошибка послужила толчком к тому, что я освою новую профессию.
После той службы меня стали потихоньку назначать регентом на службы. А я сидела и подолгу готовилась, просматривала книги, спрашивала наших дьяконов между службами, о чем-то непонятном из богослужебных указаний. Меня очень увлекло изучение устава — это был огромный, древний, неизведанный мир. Оказалось, интересно и сложно — знать устав, что в какой последовательности поется, сколько раз нужно петь «Господи, помилуй!» на тот или иной возглас священника. Я могла часами просиживать с книгами и каждый раз для меня открывалось что-то новое.
Так я стала регентом. Первые годы у меня постоянно тряслись руки от волнения. Конечно, были и первые ошибки, которые я запоминала и старалась их больше не повторять. Ведь клирос — это продолжение алтаря. Каждое богослужение — это как хрупкое, неповторимое кружево. Каждая помарка — как дырочка, на этом красивом плетении, поэтому нужно стараться чтобы их не было.
Спасибо Тебе, Господи, за ту ошибку Маши, которая оказалась промыслом Твоим! Теперь я уже не представляю своей жизни без регентства. Все во славу Твою!
Автор: Мария Миргородская
Все выпуски программы Частное мнение
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал