Нерчинск ныне – это весьма небольшой, даже маленький городок в Забайкалье с населением всего-то около 15-ти тысяч человек.
И спросите, какую роль играет он ныне в государстве Российском? Да никакую… А меж тем, когда-то Нерчинск находился в гуще не токмо экономической, но и политической жизни. Прошли те времена, но рассказать о них надо.
И сегодня расскажем мы об основании и начале развития славного города Нерчинска.
Основан он был казаками в 1653 году. И сразу встал, так сказать, на острие политической жизни, «для приводу немирных землиц людей под государеву царскую высокую руку и для государева ясачного сбору».
Собственно, был это еще не город, а острожец, да и стоял он не на нынешнем месте. И простоял-то недолго: спустя 3 года его спалил предводитель здешних тунгусов (ныне мы знаем этот народ как эвенков) князь Ган-Тимур.
Новый острог возвели на левом берегу Нерчи возле ее впадения в Шилку в 1657 году. И город стал расти, поскольку занял выгоднейшее место на пути в Китай и на Амур. Иными словами, он без преувеличений превратился в крупный торговый центр. В 1670 году в Нерчинск пришел первый торговый караван четырех китайских купцов, потом еще два, потом еще и еще.
А в году Нерчинск и вовсе оказался на острие политики – здесь в 1689 был заключён договор Китаем о разделении здешних территорий, который известен как Нерчинский договор. Это фактически был первый политический документ, который создал условия для развития русских экономических и культурных связей с Китаем.
Любопытная деталь: в 1667 году на речку Нерчу, собственно, в окрестности Нерчинска, вернулся разоритель первого острога Ган-Тимур, дабы вместе с родственниками и подданными вступить в русское подданство. И был прощен и жалован русским царем официальным титулом князя.
С этого момента, казаки начали селиться и вне острога, а в 1677 году в Нерчинск "из России" прибыли 27 семейств "церковных раскольников" и "мятежников", которым заменили смертную казнь ссылкой в Даурию.
Первый нерчинский воевода стольник Федор Воейков старательно насаждал здесь земледелие, и примерно в те же годы прибывшие в Нерчинский острог вольные поселенцы – аж целых 23 крестьянских семьи занялись – и весьма успешно – хлебопашеством. Короче, город рос и расцветал.
Такова история основания интереснейшего сибирского города Нерчинска.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.