Владимирская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой. В течение веков реликвия проделала немалый путь через Константинополь, Киев, Владимир и в четырнадцатом столетии обрела достойное место в Москве. С тех пор по благословению Царицы Небесной город стремительно развивался. Постепенно он стал не только политическим, но и духовным центром России. Роль древней святыни в истории столицы и всего русского государства в полной мере раскрыл иконописец Симон Ушаков в своей работе «Похвала Владимирской иконе Божией Матери». Этот уникальный образ художник написал в 1668 году для иконостаса церкви Святой Троицы в Никитниках в Китай-городе.
По своему содержанию икона Симона Ушакова получила ещё одно название — «Насаждение древа государства российского». На изображении мы видим символическое растение, произрастающее на фоне стен и башен Московского кремля. Насаждает дерево благоверный князь Иван Калита. Именно в годы его правления в четырнадцатом веке Москва возвысилась над другими городами и стала центром объединения русских земель. Поливает растение современник князя, святитель Пётр. Он первым из Киевских митрополитов избрал Москву местом своей постоянной резиденции. По благословению архипастыря в городе построили кафедральный Успенский собор, который на много веков стал хранилищем Владимирского образа Божией Матери. В основание этого храма уходят корни древа государства российского на иконе Симона Ушакова.
Иконописное растение украшено полукруглыми медальонами. В центральном помещена Владимирская икона Богородицы. На боковых побегах представлены русские святые и государственные деятели. Слева — митрополиты Алексий, Киприан, Иона, Фотий и Филипп, патриархи Иов и Филарет, цари Михаил Фёдорович и Фёдор Иоаннович Романовы, благоверный царевич Димитрий Угличский. Справа снизу изображён князь Александр Невский в одежде схимника. Далее вверх по ветви размещены образы основателей и настоятелей ближайших к Москве монастырей. Это преподобные Никон и Сергий Радонежские, Савва Сторожевский, Пафнутий Боровский, Симон Безмолвник и Андроник Московский. Здесь же московские блаженные Максим, Иоанн и Василий.
Образ Симона Ушакова свидетельствует о единстве Российского государства и Русской православной церкви. В основе этого союза — всеобщее почитание Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. И благословение, дарованное жителям России Богородицей в Её Владимирской иконе.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.