Поклонение — одно из самых важных, и, при этом, самых трудных понятий в Библии. Дело не в том, что оно сложно для понимания. Дело в том, что оно вызывает боль и противление, потому что указывает на самый центр нашей проблемы. На наш мятеж против Бога. Наш отказ поклоняться.
Когда люди слышат, что в раю мы будем «вечно поклоняться Богу» они просто недоумевают — чего же здесь такого райского? Но на небесах поклонение — это что-то естественное, как дыхание, и радостное, как песня. Обратим внимание на фрагмент из книги Откровения:
«Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:10,11) Старцы представляют ветхо- и новозаветную Церковь, и они, как мы видим, имеют венцы — то есть, иначе говоря, короны, знак власти и чести.
Человек так сотворен — он наделен властью и честью, он поставлен царствовать над миром, который сотворил Бог.
Мы предназначены для славы, владычества, царства — но все это принадлежит нам, пока мы поклоняемся. Мы полагаем наши короны перед престолом Бога — только это делает их действительными. Всё — и мы сами — сотворено Богом. Только он является источником и нашей власти, и славы, и самого существования. Он радостно и щедро делится своим могуществом, своей радостью, своей любовью, своей жизнью — но для этого нужно обратиться к Нему в поклонении.
Нельзя сохранить корону, держась за нее; можно - только отдавая ее Богу.
Поклонение — в самом прямом и простом смысле — означает признание над собой власти. Причем не власти, скажем, начальника по работе, командира воинской части или даже президента — а власти непререкаемой и абсолютной. Не власти ограниченной и временной, власти от сих до сих, а власти вечной. Мы рабы Божии — то есть полностью, абсолютно принадлежим Богу. Все что у нас есть, время, деньги, таланты, способности — принадлежит Ему. Когда мы покоряемся этой истине, мы обретаем все; когда противимся ей — все теряем.
Часто отказ поклоняться Богу приводит к поклонению идолам — каким-то ложным и фальшивым божествам. Не обязательно раззолоченным изваяниям — идолами могут быть вождь, нация, деньги, удовольствия, известность. Но они не могут дать человеку того, что он ищет. Попытайтесь удержать корону для себя — и она истлеет у вас в руках. Отдайте ее еще кому-то — и вы получите тяжкие цепи. Сложите вашу корону перед Богом — и Он даст Вам и славу, и могущество, и радость, о которой вы не смели помыслить.
«Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом вами тяжёлом испытании»
В двадцатых годах минувшего века после Гражданской войны Россию охватили разруха и голод. В связи с тяжёлым положением в стране, советская власть издала указ об изъятии церковных ценностей. В Петрограде кампания проходила спокойно благодаря стараниям митрополита Вениамина Петроградского. Владыка разрешил приходам жертвовать на нужды голодающих церковные ценности, даже ризы с икон. Просил только не касаться святынь храмов. Призвал пастырей и паству отнестись по-христиански к происходящему. Со стороны верующих не допускать насилия, злобных выкриков, раздражения. В своём воззвании к пастве святитель Вениамин Казанский сказал:
«Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом вами тяжёлом испытании. Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва».
Все выпуски программы Слова Святых
«Последователи Христовы ликуют среди своих мучителей, которые подвергают их пыткам и убивают»
Святителю Владимиру Богоявленскому суждено было возглавить Киевскую митрополию и отдать жизнь за сохранение Православия на Руси, там, где оно началось. 25 января 1918 года большевики пришли за владыкой в Киево-Печерскую лавру. На автомобиле они отвезли семидесятилетнего старца-мученика за монастырь. Перед расстрелом святитель попросил у Господа прощения, а затем благословил своих палачей со словами: Господь вас да простит. Выстрелы слышали в лавре. Медицинское освидетельствование тела митрополита выявило жестокое убийство. Священномученик Владимир Богоявленский исполнил сам то, чему учил свою паству. Он говорил так:
«Последователи Христовы ликуют среди своих мучителей, которые подвергают их пыткам и убивают. Кровь Распятого Христа и их мученическая кровь делаются семенем Его Церкви».
Все выпуски программы Слова Святых
«Исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку»
В начале 18 века на Тобольской кафедре святитель Иоанн Максимович прослужил четыре с половиной года. По воспоминаниям современников, для своей паствы владыка Иоанн Тобольский был настоящим духовным отцом. Добро он делал тайно.
Через доверенных людей посылал деньги и вещи сиротам, в богадельни, в дома бедных. Потихоньку, переодетый, подходил митрополит к окнам лачуг бедняков, стучал, говорил: «Примите во имя Христа», — и быстро уходил. Митрополит Иоанн любил ходить в тюрьмы, которых много было в Тобольске, и утешал заключённых, радовал гостинцами. Святитель так говорил духовным детям:
«Исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку, как нашему ближнему. В этом-то и состоит сообразование воли человеческой с волей Божественной. Ничего нет сильнее такой любви!»
Все выпуски программы Слова Святых